Очередным любопытным проектом, который так и не стал серийным, явилась попытка оснастить танк КВ-1 пусковыми установками для запуска реактивных снарядов от «Катюши».
Танк оснастили специальной конструкцией «КАРСТ-1» (короткая артиллерийская ракетная система). Экспериментальная машина была готова уже в начале июня 1942 года. Её изготовили на опытном («сотом») заводе. Работами руководил Ермолаев А.С. Проект установки пусковых направляющих, был предложен преподавателем кафедры артиллерии, инженер – п/п-ком Александровым В.И.
Эскизный проект изделия "КАРСТ-1"
Документы из архива МО (ЦАМО РФ, фонд 38, опись 11355, дело №693, стр.319).
Разработчик считал, что это позволит с минимальными доработками значительно повысить огневую мощь танка. С 07.08 по 31.08.42 опытная машина испытывалась в Чебаркуле на полигоне НИИ стрелкового вооружения РККА.
Испытания показали, что пусковые установки могут монтироваться на танках любых моделей (от лёгких, до тяжёлых) и действительно являются мощным дополнительным оружием. Доработанную ракетную систему рекомендовали к серийному производству и установке на танках КВ-1С. К декабрю 1942 года была полностью отработана эксплуатационная документация на КАРСТ-1, работы свернули.
Система монтировалась на КВ-1 образца 1941 г., которые изготавливали на ЧТЗ. Она представляла собой 4 направляющих (по две на каждой надгусеничной полке). Основное вооружение танка не менялось.
Корпуса направляющих сваривали из бронелистов толщиной 10 и 30 мм. В поперечном сечении получился прямоугольник. В продольном, трапеция. В такой кожух встраивалась направляющая от БМ-13, рассчитанная на использование 132 мм реактивных снарядов М-13.
Передние орудия устанавливались с углом возвышения +3°, а кормовые, +4°. Выстрел производился с использованием электрозапала. Положение кормовых орудий (именно так именовали пусковые устройства) позволяло вести из них огонь только в том случае, когда башня располагалась строго вдоль продольной оси машины.
Опытный танк КВ-1С, это доработанная версия КВ-1 образца 1941 года, более маневренная и подвижная. Эта модификация появилась летом 1942 года (разработка СКБ-2). Руководитель проекта Н.Л.Духов. Главный конструктор, Ж.Я.Котин. Ведущим инженером на данной машине был М.Ф.Балжи. В июле 1942 года бы изготовлен первый опытный вариант. С 28.07 по 26.08 он прошёл государственные испытания на заводе «100», и по их результатам был принят на вооружение РККА, с требованием устранить выявленные дефекты конструкции.
Вторая машина рассматривалась уже как предсерийная, поэтому подверглась более длительным и серьёзным испытаниям (13.08 – 20.10.42). Установки для БМ-13 монтировались под 132 мм осколочно-фугасные снаряды. Огонь из них вёл механик-водитель танка со специального щитка, который крепился справа от его рабочего места.
Наведение на цель осуществлялось поворотом корпуса танка через смотровые приборы м/в и с помощью маятникового угломера, который закреплялся над щитком. На смотровые приборы вывели мушку и прицельную сетку. Угломер позволял определить превышение (в градусах) корпуса танка и, соответственно, угол возвышения ракетных орудий.
Стрелять можно было с коротких остановок по приказу командира танка. Ведение огня с ходу также было возможно. Стрелять можно было одиночными выстрелами, или залпами (2 – 8 ракет). Если корпус танка стоял горизонтально, то дальность ведения огня составляла: для передних орудий – 0,6 км, для задних, 0,8 км.
Планировалось использовать танки с системой КАРСТ-1 по три машины в группе. Единовременный залп 12 РС накрывал площадь в 50 га. Заряжание орудий выполнялось экипажем (3 человека). Один готовил орудие, а двое других загружали снаряд. Полная зарядка системы занимала не более 8 минут.
Установка системы на танк увеличила его массу почти на 1500 кг. Остальные характеристики не менялись.
Опытные стрельбы проводились в августе 1942 г. В процессе определялась наиболее оптимальная длина направляющих (1,2; 1.25; 2,0; 2,4 метра). Все варианты показали приемлемые результаты. Дальность и кучность практически совпадали с табличными значениями, выведенными для стрельбы со штатных пятиметровых направляющих (для БМ-13).
В качестве недостатков отмечалось отсутствие независимого наведения системы в вертикальном и горизонтальном направлении. Это сильно снижало маневр огнём и приводило к существенному возрастанию (относительно БМ-13) бокового рассеивания РС почти в 1.5 раза.
Поделитесь с друзьями: