Как танки учили плавать. Плавающий танк ПТ-1 (колёсно-гусеничный).

Разработчик: Технический отдел ЭКУ ОГПУ. Ведущий конструктор проекта Н.Астров

Начало работы над проектом: 1930

Изготовление первого опытного экземпляра: 1932

Судьба проекта: Серийно не выпускался в связи с неготовностью промышленности к освоению серийного выпуска таких технически сложных проектов

 

Как только танки стали рассматриваться в качестве важного образца военной техники, который призван был стать основной ударной силой сухопутных войск, так сразу же у представителей армии появилось желание научить его преодолевать водные преграды либо по дну рек и водоёмов, либо вплавь.

ПТ-1

Рис.175 Плавающий танк ПТ-1

Танк ПТ-1 являлся единственным в мире на то время плавающим танком с пушечным вооружением. В 1930 году (август) УММ РККА разработало ТТЗ на создание среднего плавающего танка, согласно которому новая машина должна была иметь массу до 20 тонн, экипаж из 6 человек и вооружение, состоящее из 45 мм пушки и трёх пулемётов. Бронирование новой машины должно было обеспечить гарантированную защиту от снарядов калибра 37 мм на дистанции 1000 м и более. Данное задание было выдано КБ двух заводов: «Большевик» и Ижорскому. Их сотрудники должны были дать по нему соответствующее заключение.

ПТ-1 2

Рис. 176  Танк ПТ-1 испытания на гусеничном ходу. Полигон НИБТ.

 

По результатам выданного двумя вышеупомянутыми КБ заключения ТТЗ было пересмотрено. В его новой редакции базовой машиной рекомендовано было принять танк Кристи, точнее его советскую версию, существовавшую на то время, БТ-5, естественно существенно его доработав. Полная масса была сокращена до 15 т, но и это считали чрезмерно большим показателем. Поэтому до конца 1931 года ТТЗ вновь пересмотрели.

ПТ-1 проекции

Рис.177 Основные проекции танка ПТ-1

Новую редакцию вновь направили в те же КБ для оценки.

Во исполнение данного ТТЗ техотдел ЭКУ ОГПУ под руководством конструктора Н.Астрова создал проект танка с колёсно-гусеничным движителем ПТ-1. Проектные работы завершили менее, чем за год.  Завод «Красный пролетарий» в Москве изготовил первый опытный танк уже в 1932 г. Машину испытали на полигоне НИБТ, которые показали, что новый танк практически на 100 % отвечает предъявленным к нему требованиям. Кроме ряда мелких исключений.

ПТ-1 4

Рис. 178 Танк ПТ-1. Ходовые испытания на колёсном ходу. Полигон НИБТ.

ПТ-1 5

Рис.179  ПТ-1. Вид сзади

В башне была установлена 45мм пушка, спаренная с пулемётом ДТ-29. Второй пулемёт был установлен в качестве курсового в лобовом листе корпуса танка в специальной шаровой установке. Ещё по одному ДТ-29 в таких же установках размещались по бортам башни, имевшей цилиндрическую форму. Для уравновешивания массы пушки в кормовой части танковой башни был размещён ящик для снарядов. В качестве прицела танк оснастили ТОП (телескопическим прицелом). Возимый боекомплект составил 3402 патрона для пулемётов и 93 выстрела для пушки.

ПТ-1 6

Рис.180  ПТ-1. Вид спереди

Танк имел классическую компоновку. Для высадки/посадки танкистов машина имела три люка. Один в башне и два в крыше ОУ (отделения управления).

ПТ-1 7

Рис.181   ПТ-1. Вид сзади.( без вооружения)

 

Передняя часть танка имела специфическую форму, получившую обозначение «щучий нос» (клинообразная, с изогнутым броневым листом в её верхней части). Такая форма обеспечивала машине малые величины сопротивления и хорошую остойчивость на плаву. Согласно предварительным расчётам танк с противоснарядным бронированием в заданные массовые характеристики не укладывался. Поэтому бронирование сделали противопульным, аналогичным серийному танку БТ-2.

В качестве двигателя планировалось использовать специально созданный для плавающих танков на заводе «Большевик» дизель ПГЕ, имевший мощность 300 л.с., который дополнили системой прямоточной продувки и поршневым компрессором. Но своевременно создать его не смогли, поэтому на танк поставили  штатный М-17Ф (карбюраторный), имевший мощность в 500 л.с. двигатель можно было запускать стартером или сжатым воздухом.

ПТ-1 8

Рис.182  ПТ-1 на испытаниях. Полигон НИБТ.

ПТ-1 9

Рис.183  ПТ-1. Испытания на плавучесть

 

Система охлаждения имела весьма оригинальную конструкцию. Изолированная полностью от силовой установки она имела воздушный тракт, расположенный в 2-ух изолированных симметричных отсеках (так называемых «колодцах»). При движении на плаву колодцы полностью затапливались. Конструкторы посчитали, что организовав подсос воды посредством гребных винтов они смогут направить воду по специальной схеме, циркулируя в которой вода будет охлаждать двигатель. Работающие на охлаждение двигателя при движении по суше вентиляторы на плаву отключались.

Для обеспечения дальности хода согласно ТТЗ ёмкость (общую) топливных баков (кормового и носового) увеличили до 400 литров.

ПТ-1 10

Рис.184  ПТ-1. Испытания на плавучесть

 

Трансмиссия машины также подверглась переработке. На ПТ-1 она состояла из 4-ёх ступенчатой КПП, главного фрикциона, двойного дифференциала , двух КОМ для гребных винтов, двух бортовых карданов для привода на опорные катки (полного), двух редукторов бортовых и тормоза. Внутри опорных катков разместили понижающие редукторы, через которые к ним подводилась мощность при движении на колёсах.

ПТ-1 11

Рис.185  ПТ-1. ходовые испытания на гусеничном ходу.

 

В кормовой части корпуса имелись специальные тоннели с установленными в них гребными винтами, обеспечивающими танку движение на плаву. Водоходные рули отсутствовали. Управление маневром на воде осуществлялось реверсом гребных винтов. Требуемый дифферент устанавливался путём перекачки топлива из кормового бака в носовой или обратно. Все эти новшества привели к тому, что корпус ПТ-1 стал шире и выше. чем у БТ-5.

Танк оснастили опытной радиостанцией 71-ТК-1, имевшей поручневую антенну.  Внутренней связи в танке не было.

ПТ-1 12

Рис.186  Первый прототип ПТ-1 во дворе сборочного цеха завода

 ПТ-1 13

Рис. 187 ПТ-1 обр. 1932 г.

Первый опытный экземпляр был собран осенью 32 года. Пройдя первичную заводскую обкатку танк был представлен государственной комиссии, которую возглавлял лично И.В.Сталин.  отметив в целом положительное впечатление, оказанное на него новым танком, Сталин указал на нежелательность использования карбюраторного двигателя, тем более работающего на высокооктановом бензине. Да и сам главный конструктор танка отметил, что 45мм это слабый калибр и танку нужна более мощная пушка.

Испытания опытного образца шли до декабря 1933 года. Танк прекрасно зарекомендовал себя на суше. Однако при движении на плаву у него вскрылся целый ряд недостатков. так новая система охлаждения приводила к тому, что войдя в воду ПТ-1 сначала получал переохлаждение двигателя, а затем последний начинал перегреваться. Реверс винтами не позволял устойчиво управлять движением танка на плаву. Пришлось устанавливать специальные рули жалюзийного типа и внешними тягами обеспечивать управление ими. Управление дифферентом также не получилось, так как насосы перекачки часто выходили из строя от вибрации и тряски танка в движении, а топливо в баках расходовалось неравномерно. Единственным плюсом ПТ-1 была скорость в 11,5 км/час, которую он демонстрировал на плаву.

 трансмиссия ПТ-1

Рис.188  Схема трансмиссии танка ПТ-1

Пытаясь устранить выявленные недостатки конструкторский коллектив разработал новый проект, ПТ-1А. длина корпуса танка увеличилась почти на полметра (560 мм), бортовая броня стала толще (13 мм). Верхний передний броневой лист получил две специальных рубки (для стрелка-радиста – левая, для механика-водителя - правая). ПТ-1А получил новую башню, имевшую развитую кормовую нишу. Экипаж танка состоял из 4–ёх человек.

Посадка и высадка в машину осуществлялись так же. как на ПТ-1.  Прямоугольный люк в кормовой части новой башни служил для установки пушки. Через этот же люк загружали боекомплект.

ПТ-1 15

Рис.189 ПТ-1А Вид на правый борт

Двигатель устанавливался продольно в кормовой части корпуса. Топливные баки переместили. Теперь они находились под полом центрального (боевого) отделения. Упростили конструкцию трансмиссии. Усилили тормоза. Вместо двух винтов оставили один. Управление танка на плаву теперь осуществляли сразу два члена экипажа. Механик-водитель педалями регулировал подачу топлива, а командир танка работал приводом управления винтом. Для маневрирования на плаву установили водоходный руль. На надгусеничных полках закрепили пробковые поплавки, что существенно повысило плавучесть машины.

Масса ПТ-1А возросла до 15,35 т, поэтому скорость движения несколько понизилась. Пушка осталась. Число пулемётов сократили до двух. Один устанавливали рядом с пушкой, другой – в кормовой нише башни. Слегка изменился боекомплект (96 выстрелов и 4851 патрон). Радиостанцию оставили как на ПТ-1.

Получилась достаточно добротная машина. Это позволило включить в постановление «О системе танкового вооружения РККА», датированное 13.08.33 абзац, которым устанавливалось, что с 1934 года планируется начать производство ПТ-1А в качестве основного оперативного танка за счёт частичного сокращения производства танков БТ.

Однако этого не произошло. Танки БТ-5 к тому времени выпускались уже большими сериями, а нишу плавающих танков прочно оккупировали Т-37А. несмотря на их невысокую надёжность расставаться с ними не захотели, так как данные танки уже производились серийно.

Но главная причина отказа от производства ПТ-1А заключалась в том, что промышленность СССР в то время была просто не в состоянии освоить выпуск танка, существенно опередившего своё время.. выпускать их в количествах, аналогичных числу производимых БТ-5 было технически невозможно.

ПТ-1 16 Рис.190  Плавающий танк ПТ-1А

ТТХ ПТ-1

Поделитесь с друзьями:

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

CAPTCHA image
*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>