ЭТО – тоже ТАНКИ

ЛОМАЕМ СТЕРЕОТИПЫ

Практически каждый человек, при слове «танк» представляет себе грозную военную технику: прямоугольный корпус, сверху одна башня с пушкой и гусеничный движитель… Этот стереотип выработался на основе той техники, которую мы видим на парадах, в кино или в печати. Но творческая мысль конструкторов новой техники никогда не форматируется общепринятой точкой зрения. Иначе технический прогресс на Земле был бы невозможен.

Данной статьёй я продолжаю цикл материалов о малоизвестных и практически неизвестных широкому кругу читателей проектах бронетехники. Некоторым из них повезло сойти с чертежей и эскизных проектов и воплотиться в металле, пусть и в единичных экземплярах. Другим, зачастую даже более перспективным, этот путь был закрыт «державною рукою», начертавшей на конструкторской документации - «БРЕД!» только на том основании, что этому высокому чину в эполетах, погонах (а, в настоящее время, в модном цивильном пиджаке) либо непонятен принцип действия, либо не виден канал получения «личного спасибо».

Ну не будем о грустном. Вашему вниманию представляются – ШАРООБРАЗНЫЕ ТАНКИ!

Подвижный щитЭти экзотические проекты так и не были воплощены в металле. С одной стороны, с точки зрения проходимости, шаровый (сферический) танк – конструкция крайне перспективная. Но шар из броневой стали, да ещё и с вооружением? Не можете представить? Смотрите.

Где тут колёса, где кабина… шару это всё едино. Поэтому конструкторская мысль давно пыталась реализовать идею сферического вездехода. Корпус, он же колесо, имеет достаточно большой диаметр, что позволяет подобному транспортному средству успешно преодолевать всевозможные препятствия, будь то высокие вертикальные стенки, широкие овраги и рвы. Имеющая большую площадь опорная поверхность существенно снижает удельное давление на грунт, что позволяет данной конструкции успешно перемещаться по зыбучим пескам, непроходимым болотам, песчаным дюнам или сыпучему снегу. Эти поверхности классическим вездеходам «не по зубам». Ещё один огромный плюс шарового танка – высокая плавучесть. Это изначально танк- амфибия с большим водоизмещением. Двигаться по различным поверхностям танку позволяет внешняя оболочка, свободно вращающаяся вокруг корпуса и являющаяся универсальным движителем и протектором и выполняющая, ко всему прочему, роль плит гребного колеса.

Предложенная для данной конструкции кинематика (со свободно вращающимся наружным сферическим корпусом) обеспечивала уникальную мобильность конструкции. После установки танк указанной конструкции мог начинать движение в ЛЮБУЮ сторону без предварительного разворота всей конструкции.

"Контртанк" БородавкинаДвижение обеспечивается за счёт перемещения в нужную сторону центра тяжести конструкции. Устойчивость танку придаёт либо мощный гироскоп, либо изначально низко размещаемый центр тяжести. Сложно решаемой технически в данной конструкции является только проблема обзорности. Создать корпус, прозрачный для световых лучей, для подобного танка задача весьма проблематичная, а использование радиопрозрачных материалов существенно сужает возможности ориентирования (необходим радиолокатор).

Идея заставляет нас вспомнить картины художников-фантастов начала ХХ века… Но и в нашем веке идея не умерла. Напротив, активно прорабатывается. Достаточно вспомнить разработанные и запущенные в производство движители – моноциклы для роботов и даже роботы, конструктивно представляющие собой колесо, в котором установлены все системы управления робота и его силовая установка.

Период, прошедший между первой и второй мировыми войнами, был чрезвычайно богат на экспериментальные модели и направления развития, которые учёные и инженеры определяли как «наиболее перспективные» для развития бронетехники во всех промышленно развитых государствах мира. Одной из них являлась идея, о которой говорится в этой статье.  Танк сферической формы стремились создать все. Сложилась ситуация, о которой принято говорить, что «данная идея витала в воздухе…»

Пушечный шар ЛысоваВ 1925 году советский инженер Зайцев С.Г. оформил патент на «шарообразный танк». Его конструкция представляла собой две сферических оболочки, одна из которых была вложена в другую. Внутренняя не обладала возможностью вращаться и играла роль собственно корпуса танка. В нижней части этой сферы находилось оборудование, механизмы и места танкистов. Наружная оболочка изготавливалась из броневой стали и обеспечивала танку возможность движения. За счёт её вращения машина перекатывалась по полю боя.  Внешнюю оболочку вращал ДВС, установленный в танке. Изменение направления движения достигалось путём перемещения на правую или левую сторону специально размещённого для этих целей в танке груза, что смещало центр тяжести оболочки внутренней.

Весьма оригинально конструктор смог решить проблему предоставления экипажу обзора. Для этих целей в конструкции были предусмотрены два перископа, которые размещались по бокам танка (проходили наружу через полые оси, установленные по оси вращения оболочек. В качестве дополнительного достоинства данной конструкции Зайцев подчеркнул тот факт, что вращение внешней оболочки повышает ей броневые свойства (пулестойкость), так как существенно увеличивается процент рикошетов. Правда в указанном проекте конструктор забыл разработать одну «малость», не было указано как и где будет размещаться танковое вооружение и какое именно вооружение планируется установить в данном «чудо-шаре».

"Сходукет" ЛукинаВторой аналогичной конструкцией, воплощённой в металле в Советском Союзе стала конструкция В.Майера (1927), получившая название «Подвижный щит для защиты от ружейных и других пуль». Она представляла собой два изготовленных в рост человека цилиндра внутри которых, по центру, размещался красноармеец с пулемётом. Он же и перемещал указанную конструкцию по полю боя, для чего переступал ногами по скобам, установленным на внутренней поверхности колёс. Практически это представляло собой мобильную бронированную точку или перекатной броневой щит. Для того, чтобы получился полноценный шаровый танк, в конструкции не хватало малости – двигателя. Ну и ещё описания, как же собственно данный щит будет ехать.

Гораздо больше вопросов, чем ответов, мы получаем, рассматривая ещё один отечественные проект того периода, сборно-разборный «контртанк» конструктора Ф.Бородавкова. Экипаж данной боевой машины должен был состоять из пяти человек. Они же, по совместительству, выполняли роль танкового «движителя», работая «белками в колесе». Для торможения конструкции были предусмотрены ножевые упоры выдвижного типа. По мнению автора проекта «контртанк» в бою ничем не уступил бы танку настоящему, но его производство обошлось бы казне много дешевле. Однако раздел, посвящённый вооружению конструкции, вложен в комплект конструкторской документации не был. Более того, оружия не видно ни на одном эскизном проекте.

Следующим проектом из серии сферических танков стал «пушечный шар» конструктора И.Лысова (1928). Правда на чертежах пушек не было видно. Есть только установленные в боковых спонсонах, размещённых по оси вращения конструкции, пулемёты. Двигатель устанавливался на карданном подвесе в центре сферы. Поворот танка осуществлялся за счёт перемещения центра тяжести.

"Сходукет" ЛукинаВерхом буйства «инженерной мысли» в этом направлении можно считать датированный 1928 годом проект «Сходукет», принадлежащий В.Лукину, недоучившемуся студенту. Полное наименование, которое он присвоил своему монстру, звучало так – Скороходовая двухколёсная танга. Диаметр двенадцать метров, десять пулемётов… правда дальше общей идеи он не продвинулся.

За пределами «Страны победившего социализма» конструкторская мысль тоже била ключём. Первый известный патент на сферический танк в Германии датирован – 1905 годом! В конце тридцатых годов ХХ века в Германии и Японии работы в этом направлении достигли своего пика. Имеются упоминания о подобных американских проектах. Например, в Техасе в 1936 году был запатентован проект танка сферической формы, который перемещался аналогично катящемуся шару. Внутри него располагалась стальная кабина сферической формы. Снаружи – внешняя оболочка. Последняя состояла конструктивно из двух ребристых полушарий. Для поворотов менялась скорость вращения одного из полушарий.

По бокам конструкции размещались две сферические башни с пулемётами. Между вышепоименованными полушариями конструктивно предусматривалась стационарная полоса с бойницами для пулемётов. Достаточно тяжёлый двигатель, размещённый в центре внутренней кабины, гарантировал танку устойчивость и предохранял конструкцию от заваливания на бок. Герметичность внутренней капсулы защищала экипаж от отравляющих веществ.

Изобретатель широко рекламировал свою конструкцию, подчёркивая, что шаровая форма представляет собой крайне неудобную мишень для мин, бомб, пуль и снарядов и обладает высокой проходимостью.

Работы над указанными проектами не прекращались даже в ходе Великой Отечественной войны. Так в разгар блокады Ленинграда находившийся в городе изобретатель Н.Н.Чегодаев предложил свои наработки по «шаровому танку». Он был достаточно проработан. Настолько, что рассматривался Комиссией по реализации оборонных изобретений Военного отдела Ленинградского горкома ВКП (б).

Танк-наблюдательМожно было бы на этом и остановиться, отправив всю полученную выше информацию в раздел «ненаучной фантастики». Но вопрос может, а главное БЫЛ практически решён в Германии. Именно немецким учёным удалось «испечь бронеколобок». Один из них является экспонатом танкового музея в Кубинке. Это лёгкий опытный шар-танк Kugelpanzer, созданный в 1944 году. О работах над ним не известно практически ничего. Советские войска захватили его на полигоне в Куммерсдорфе, вместе с экспериментальным образцом сверхтяжёлого танка «Мышонок». Данный танк не имел установленного вооружения и применялся в качестве самоходного наблюдательного пункта (для артиллерийских корректировщиков).

Особенности конструкции. Толщина брони – 5 мм. Масса – 1800 кг.  Мотоциклетный одноцилиндровый двухтактный карбюраторный двигатель. N=25 л.с. скорость – 8 км/час. В центре – цилиндрический отсек, высотой в человеческий рост. По его бокам – две вращающиеся полусферы (движитель). В задней части размещается хвостовой опорный каток. Единственный член экипажа управлял танком сидя в удобном кресле. Входил и выходил в цилиндр сзади. Наблюдение вёл через переднюю смотровую щель.

Никаких образцов вооружения на танке не имелось. Более того, не предусмотрены даже места для их установки. Хотя сама футуристическая конструкция вызывает мысли о каких то экзотических видах оружия. Каких?

Ответов не найдено до сих пор. Ни в захваченных советской армией архивах, ни на территории Германии.

Возможно этот танк стоит в ряду «летающих тарелок Вермахта», оружия возмездия…

Может быть кто-то из читающих сегодня этот материал в будущем сможет дать ответы на поставленные в статье вопросы…

Поделитесь с друзьями:

Комментарии:

  1. Какие интересные факты Вы рассказываете, удивительные конструкции. Спасибо.

  2. Your post is a timely contribution to the debtae

  3. Слышала о подобных разработках, но представила наглядно только благодаря Вам, интересно!

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

CAPTCHA image
*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>