Десантные бронетракторы серии «Д» (Д-10, Д-11, Д-14)

Разработчик: Н.Дыренко

Год начала работ: ноябрь 1930
Год выпуска первого прототипа:
февраль 1931
Судьба проекта:
Серийно не строился по причине крайне низких ТТХ и боевых возможностей

 D-10

Рис. 87 Суррогативный танк Д-10

Уже в годы первой мировой трактора привлекали пристальное внимание конструкторов военных машин. Это, на первый взгляд, был самый простой вариант создания нового образца военной техники. Но оказалось, что это путь крайне сложный. Бронирование и вооружение никак не хотели размещаться должным образом на тракторных шасси.

После окончания Гражданской войны в РСФСР, а затем и в СССР теме так называемых «суррогатных танков» уделялось пристальное внимание. За основу были приняты машины американского и германского производства, лицензионный выпуск которых в это время налаживался в нашей стране.

Д-10 2

Рис. 88 Д-10 на испытаниях

Из машин, произведённых в Германии, выбрали проект WD-50, который с 1925 года производился в нашей стране ХПЗ под названием «Коммунар». Из американских тракторов была выбрана модель  Caterpillar 60. первый трактор имел двигатель мощностью 50, а второй – 65 л.с.

Д-10 3

Рис.89  Д-10 на испытаниях

Оба тракторных шасси имели жёсткую подвеску, что изначально не позволяло вести огонь с хода и существенно снижало их ходовые характеристики. Большие размеры двигателей и общая компоновка тракторов не позволяли конструкторам рационально разместить на их шасси вооружение и экипаж.

Но, несмотря на изначально известные конструктивные недостатки тракторных шасси, согласно принятой «Системе ТТАБВ» на разработку новой боевой машины на их шасси было выдано более 20 технических заданий (!).

Д-10 4

Рис. 90 Д-11

Подавляющее большинство советских конструкторов-танкостроителей пыталось довести до руководства партии, государства и высшего командования РККА информацию о том, что тракторные шасси не подходят для создания танков. но были и такие. Которые серьёзно прорабатывали данный вопрос. Например, конструктор – самоучка Н.Дыренко, который буквально завалил УММ РККА своими проектами бронетанковой техники, от бронеавтомобилей, до бронедрезин. Естественно и танковую тематику он пропустить не мог. О проекте его танка Д-4 вы также можете прочесть в данной книге.

Инженер Дыренко, параллельно с работами над проектами танкетки, бронедрезины и самоходной пушки, начал работу сразу над несколькими проектами бронированных тракторов для РККА.

Д-14

Рис.91  Д-14. Вид сбоку.

В ноябре-декабре 1930 года на заводе Можерез (Москва, железнодорожный ремонтный) по его проектам начались работы над четырьмя различными тракторными шасси по их вооружению и бронированию. Именно на его территорию летом 31 года перевели Опытное КИБ, которым руководил Н.Дыренко. 13.02.31 он подаёт в УММ РККА докладную записку, в которой информирует о завершении работ по созданию опытных экземпляров следующих боевых машин:

  • Суррогативного танка, вооружённого 76мм пушкой и парой пулемётов ДТ-29 (7,62мм) – на шасси трактора «Коммунар 9 ГУ». На машине дополнительно предусмотрено размещение четырёх шаровых установок и двух пулемётов запаса. Машине присвоен индекс Д-10;
  • На этом же шасси десантный танк бронированный для перевозки 15 красноармейцев, вооружённый двумя пулемётами ДТ-29, которые можно устанавливать в 4 шаровых опорах (Д-14);
  • На этом же шасси танк, предназначенный для химического нападения. Вооружение – 2 резервуара с ОВ, ёмкостью по 4000 л каждый с распылителями и один ДТ-29 установленный (плюс один запасной). Индекс машины – Д-15;
  • Аналогичной машины с тем же вооружением на шасси трактора Катерпиллер -60 (соответственно, Д-11).

На 08.02.31 Д-11 и Д-10 изготовлены по одному опытному экземпляру. Д-15 и Д-14 начали изготовление опытных экземпляров.

Подобным образом Дыренко пытался добиться того, чтобы хоть одна из его машин пошла в серийное производство. Танки (суррогативные) Д-11 и Д-10 отличались друг от друга крайне незначительно (не считая шасси). Коробчатый корпус из броневых листов толщиной от 6 до 16мм, пушка образца 27 года (76мм) размещалась в корме корпуса, отделение управления – в его средней части.  По бортам стояли пулемёты. Ходовую часть трактора усиливали. Визуально десятую машину от одиннадцатой можно было отличить только по двум признакам. Первое. Д-10 имел большую длину, а его командирская башенка была установлена ближе к центральной части крыши корпуса. Экипажи обоих танков состояли из трёх человек. Боезапас для танка Д-10 перевозился на специальной прицепной тележке.

Д-14

Рис. 92 Д-14 Вид спереди

Десантный бронетранспортёр, создававшийся параллельно, Д-14, имел практически идентичную конструкцию, и отличался от Д-10 только удлинённой рамой и отсутствием пушки. в бортах Д-14 размещались двери, ёмкость бака составляла 284 л. Экипаж – 2 человека.  бронирование сократили до 11 мм (лоб) оставив остальное 6 мм.

В мае-июне машины прошли испытания в Кубинке и показали крайне неудовлетворительные результаты.  Машины развивали скорость до 8 км/час по шоссе и 5 – на грунтовых дорогах.

При проектировании этих машин Дыренко пытался получить максимально простую и дешёвую машину. Но в погоне за этим упустил ряд важных деталей. Бронированный капот получился достаточно массивным, а должного охлаждения не имел. Как следствие – постоянных перегрев мотора. Выхлопные газы попадали в отсеки (боевой и десантный), что мешало работе экипажа и создавало в этих помещениях сильную загазованность.

Д-14

Рис. 93  Д-14  Вид со стороны двигателя.

 

Дополнительно установленный вытяжной вентилятор с обязанностями не справлялся. Обзор у водителя был практически нулевым. Размещение орудия в корме признали нерациональным. Тем более, что оно имело крайне ограниченный сектор обстрела. Доступ к элементам трансмиссии и двигателя был достаточно сложен, а требовался часто, так как указанные элементы конструкции чаще всего выходили из строя. Д-14 имел существенный перегруз задних тележек вследствие удлинения рамы.

Дорабатывать машины Дыренко не стал и в 1932 все их разобрали на металлолом.

В этой же статье следует отметить, что работы по созданию Су на тракторных шасси велись также в соответствии с требованиями постановления, принятого РВС СССР 02.10.30. Во исполнение указанного документа в 1931 году конструкторы завода «Большевик», совместно с инженерами военного склада под № 60 (Брянск) спроектировали СУ-2. В качестве шасси данной самоходной пушки также был использован «Коммунар 9 ГУ».  Склад 60 являлся основным предприятием, на котором модернизировали и проводили ремонт бронепоездов РККА.

СУ-2 имело 76 мм пушку (полевая, образца 1902 г.), смонтированную на штатной тумбе, использовавшейся на бронепоездах, и имело круговой сектор обстрела. Расчёт СУ составлял 5 человек. боекомплект размещался на прицепной тракторной тележке П-18. Скорость СУ-2 составила 12 км/час. Несмотря на положительное заключение, написанное по результатам испытаний, работа по СУ-2 была свёрнута.

Параллельно велись работы по СУ-5 (не путать с СУ аналогичного индекса, которая была разработана на базе Т-26). Основным отличием являлось вооружение СУ-5 76мм пушкой образца 1915 г (зенитной) и отсутствие бронирования. СУ-5 получила четыре упора (откидных), которые использовались при стрельбе для уменьшения качки. Работы свернули в связи с тем, что орудие образца 1915г. сняли с вооружения, заменив его зенитной пушкой того же калибра образца 1931 года, для которого тракторное шасси не подходило.

Поделитесь с друзьями:

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

CAPTCHA image
*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>