«Танковый крейсер» Осокина В 1942 году в ГАБТУ поступил очередной проект «землекрейсера». Копия сопроводительного письма прилагается. Оригиналы документов хранятся в архивах МО (ЦАМО РФ, фонд 38, опись 11350, дело №1356, стр.4-6.).
Это предложение прошло по длительному извилистому пути. Первоначально документ получил «зелёный свет» и был оценён, как перспективный и технически реализуемый. Подобную оценку проект получил от военных инженеров, проводящих первоначальный отбор. Их точку зрения поддержал заместитель командующего УрВО, который обещал автору проекта похлопотать за него в Москве.
Время шло, а никакой информации из столицы не поступало. Поэтому Осокин, получив разрешение от командира части, в которой служил, решил написать в Москву самостоятельно. Он искренне был уверен в том, что его проект действительно важен для обороны страны, и считал любое промедление преступным. Описание проекта подробно изложено в сопроводительной записке. Осокин писал в ней о том, что его танковый крейсер (ТК) это «…имеющая мощную броню и сильно вооружённая боевая гусеничная четырёхмоторная машина-крепость.» Конструкция ТК имела центральный боевой корпус, соединённый с парой гусеничных транспортёров, которые конструктор разместил по его бокам.
Сами транспортёры были задуманы, как сцепленные ходовые части, оснащённые единым МТО. На них планировалось разместить собственные боевые отделения. В отличие от проекта Давлетова, ТК Осокина не должен был плавать. Планировалось, что переплавлять его через водные преграды будут на понтонах. Центральный боевой корпус Осокин предлагал делать с использованием сварки из броневой стали разной толщины и разделить шпангоутами – перегородками на ряд отсеков.
Кабину управления он вынес в переднюю часть, и разместил здесь рабочие места командира крейсера и водителя. Далее размещались радист и борттехник, рядом находилась орудийная площадка. Достаточно любопытно был решён вопрос с вооружением танкового крейсера. Главным калибром конструктор выбрал спаренную 152 мм танковую пушку, которую разместил в главной башне. Сразу за ней располагалась крюйт-камера, в которой хранился возимый боекомплект. На каждом из двух транспортёров Осокин запланировал установку двух башен с 76 мм пушками от танка Т-34. В кормовой части крейсера устанавливались спаренные зенитные пулемёты и зенитная пушка на тумбовой установке. Проектные размеры крейсера, указанные Осокиным:
- Общая длина корпуса - 21450 мм;
- ширина – 9700мм;
- максимальная высота силуэта – 4300 мм.
Боевая масса крейсера – 270 тонн. Силовая установка включала авиационные дизельные двигатели по 1500 л/с. ТК должен был нести мощное бронирование:
- лоб – 125 мм;
- борт 50 – 100 мм;
- крыша и днище – (50-80) мм.
Была предусмотрена даже защита от возможной газовой атаки. Для этого в каждом отделении своего крейсера конструктор разместил по одному баллону со сжатым воздухом для создания избыточного давления. Тактика применения ТК планировалась весьма разнообразной: он должен был способствовать разгрому укреп. полос, районов и узлов сопротивления противника, борьба с разнокалиберной артиллерией, уничтожение вражеских танков и САУ, а также его мотемеханизированных частей. Завершающими победными фанфарами в судьбе ТК, по мнению конструктора, должно было стать: «сопровождение передовых отрядов победоносной Красной Армии в марше на столицы врага: Берлин, Вену, Рим, Бухарест и дальше на Запад – для освобождения угнетённых фашизмом народов». К сожалению или к счастью, оба проекта земных крейсеров ГАБТУ отклонил. Документы долго пылились в архивах и стали доступны совсем недавно. Поэтому аналогичный проект Вермахта, сверхтяжёлый танк «Крыса» знаком гораздо большему числу людей. Очень интересная деталь. Давлетов предвидел возникновение подобного проекта у Германии ещё в 1941 году. Он писал, что неприятелю останется только одно, пытаться строить собственные крейсера. «В течение первого года войны тот будет безраздельным хозяином суши, у кого наготове окажется достаточное количество крейсеров». Изобретатель не смог предугадать будущее верно. Исход войны и судьбы послевоенного мира решила не битва фантастических проектов. Войну выиграла обычная техника.
Поделитесь с друзьями: