Разработчик: Танковое бюро ОАТ
Начало работы над проектом: 1924
Выпуск первого опытного экземпляра: изготовлен не был
Судьба проекта: проект закрыли, так как конструкцию посчитали несовершенной и излишне сложной
Рис. 57Чертёж танка ГУВП** Вид слева и спереди
Проект среднего маневренного танка ГУВП* был разработан Техническим бюро № 01121 (Московское танковое) ГУВП в 1924 году. Руководил работами инженер Шукалов С.П. Это один из первых отечественных проектов советских танкостроителей.
Высшее командование РККА, изучив опыт гражданской и первой мировой войны, пришло к выводу о том, что создаваемые броневые части Красной Армии должны иметь на вооружении три типа танков: малые или лёгкие («М»), средние или маневренные («С») и тяжелые или большие («Б»). в качестве эталона для каждой группы были выбраны танки: Renault FT-17 (М), Mk.A “Whippet” \ Mk.B (С) и Mk.V (Б).
Рис.58 Эскизный проект танка ГУВП*
Танк ГУВП* создавался в группе (С). Поэтому первоначально за основу был принят британский танк Mk-A. Но, в силу присущих конструкции недостатков, было решено перепроектировать не только корпус, но и ходовую часть танка, а также усилить его вооружение и бронирование.
Применительно к одному боту ходовая часть нового танка состояла из опорных катков в количестве 12 штук, задний и передний из которых имели больший диаметр. Заднего ведущего и переднего направляющего колёс и 4-ёх поддерживающих роликов. Подвеска, ориентировочно, планировалась сблокированной с рессорами пружинного типа. защищать её должен был бортовой экран.
Компоновка корпуса классическая. Впереди – отделение управления, над которым надстроена небольших размеров рубка, чтобы механику-водителю было удобнее работать. Среднюю часть занимало боевое отделение. Основное вооружение танка, 76,2 мм пушку планировалось разместить в башне, а три спаренных пулемёта системы Фёдорова- Иванова, калибра 6,5 мм, в корме и по бортам в специальных установках так называемого «барбетного» типа.. на корпусе танка имелась коробообразная надстройка, увеличивающая заброневое пространство. Для наблюдения была предусмотрена командирская башенка на основной башне танка и смотровые щели.
В надстройке планировалось разместить и 100-сильный двигатель, разработанный конструктором Микулиным специально для этой машины. Двигатель имел воздушное охлаждение и составлял единый блок с КПП. Изготовить данный мотор по техническим причинам не смогли, поэтому было принято решение устанавливать на танк британские двигатели Ricardo, снятые с трофейных MkV.
Танк имел противопульное бронирование из катаных броневых листов толщиной 12-13 мм. Планируемая скорость машины должна была составить 21 км/час, а запас хода – дл 150 км.
Рис.59 Танк ГУВП. Вид сбоку. Вверху – ГУВП*, внизу ГУВП**
В конце 1925 года предложенный проект рассмотрели на заседании военной комиссии. Отметив, что новый танк имеет ряд преимуществ перед иностранными машинами, послужившими его аналогами, комиссия указала на ряд существенных недостатков проекта, среди которых были названы следующие:
- Превышение ограничения по массе;
- Слабое бронирование;
- Неоптимальное размещение вооружения (орудие не могло вести кругового обстрела из-за надстройки).
Проект был доработан и в 1926 годубыл предложен его значительно модифицированный вариант, получивший обозначение ГУВП**. Надстройка исчезла. В главной башне появилась 45 мм пушка и кормовой пулемёт. Экипаж получил возможность для ведения кругового обстрела из башни, за исключением узкого кормового сектора, перекрываемого
малой башней на корме, с установленным в ней пулемётом.
Конструкция ходовой части претерпела кардинальные изменения. На танк планировалось ставить в качестве движителя две, вложенных одна в другую, бесконечные ленты. Внешняя – трссового типа, резинометаллическая. Внутренняя должна была состоять из нескольких десятков опорных катков, которые соединялись между собой цепью Галя. Корпус танка опирался на эти катки при помощи специальных салазок, оборудованных пружинной подвеской. Кроме этого дополнительно монтировалось две тележки, в каждой из которых размещалась пара натяжных катков и пружинные амортизаторы.
По результатам доработок подавляющее большинство замечаний к первоначальному виду представленного танка удалось устранить. Масса снизилась до 16 тонн, что позволило повысить бронирование до 22 мм.
Рис.60 Танк ГУВП*. Разрезы.
Проект был рассмотрен комиссией и отклонён. Защищённость и вооружённость танка представителей РККА устраивала вполне. А вот ходовую часть эксперты признали крайне дорогостоящей и сложной для производства. Представителям КБ было рекомендовано создать менее дорогостоящий проект. Именно на неё в 1927 году и был выдан заказ, результатом выполнения которого явился танк Т-12 и его последующее развитие, Т-24.
Проектные тактико-технические характеристики танков ГУВП* и ГУВП** образца 1925 года
ГУВП* | ГУВП** | |
Полная масса (кг) | 18000 | 16000 |
Экипаж (чел) | 6 | 5 |
Длина/ширина/высота по крыше командирской башенки/клиренс (мм) | 6570/2730/2650/? | 6100/2730/2540/? |
Вооружение | Пушка 76,2 мм обр. 1913 г – одна, пулемёты 6,5 мм – шесть (3х2) | Пушка 45 мм обр. 1925 г – одна, пулемёты 6,5мм – шесть (2х2, 2х1) |
Боекомплект | 80 выстрелов | 100 выстрелов |
Приборы прицеливания | Прицелы оптические пулемётные, прицелы телескопические орудийные | |
Бронирование корпуса лоб/бот/корма/главная башня (мм) | 13/12/12/12 | 22/20/20/20 |
Двигатель |
Шестицилиндровый рядный карбюраторный с воздушным охлаждением мощностью100 л.с. (конструкции Микулина)150 л.с. (Риккардо)Тип трансмиссииМеханическаяХодовая часть«французского типа» многокатковая, с пружинной подвеской блокированнойДвухленточная многокатковая с пружинной подвеской блокированнойЗапас хода по хорошей дороге (км)150200Скорость по хорошей дороге (км/час)20,925 - 30Угол преодолеваемого подъёма (град)30Высота стенки (м)1,00Глубина преодолеваемого брода (м)0,60Ширина преодолеваемого рва (м)3,00
Поделитесь с друзьями: