Разработчик: КБ ОАТ
Начало работ над проектом: 1924 год
Выпуск первого опытного экземпляра: 1927 год
Судьба проекта: Явился предсерийным образцом танка Т-18 (МС-1)
В 1926 году в СССР принимается трёхлетняя программа строительства танков, в рамках реализации которой в нашей стране начались одновременные работы по созданию большого количества уникальных образцов военной техники. Программа состояла из двух частей: планов минимум и максимум. Согласно первому в каждой пехотной дивизии должен был появиться один танковый батальон, имеющий на вооружении танки сопровождения (т.е. лёгкие) и «пулемётки сопровождения» (т.е. танкетки). Согласно второму варианту должен был появиться ещё и батальон «маневренных» танков.
Рис. 46 Танк Т-16 Опытный экземпляр. Вид сбоку.
Но уже в июле 1925 года Танковое бюро ГУВП ВСНХ разработало под руководством Шукалова С.П. в инициативном порядке проект советского танка. В сентябре 1926 года на расширенном совещании представителей РККА, ГУВП и ОАТ проект был принят.
Рис.47 Танк Т-16 с имитаторами пушки и пулемётов на испытаниях. Июнь 1927 года.
Во исполнение принятой трёхлетней программы принимается решение по существенному расширению объёма конструкторских работ по созданию отечественного танка. В качестве базового варианта для начала работ были рассмотрены три конструкции танков: Рено FT-17, Фиат 3000А и вышеназванная отечественная разработка. Решение было принято в пользу последней, как наиболее полно отвечающей требованиям Красной Армии.
Заводу «Большевик» была поставлена задача изготовить один опытный экземпляр танка. Основными ограничениями были: масса танка не должна превышать 5 тонн и машина должна иметь двигатель мощностью не менее 35 л.с. В результате этих работ появился Т-16 – ПЕРВЫЙ СОВЕТСКИЙ ТАНК, полностью разработанный и изготовленный в СССР.
Естественно, в его конструкции хорошо просматривается и итальянский и особенно французский след. Но это не удивительно, так как отечественной школы танкостроения в то время просто не существовало.
Клёпаный из бронелистов корпус каркасного типа, классическая компоновка (отделение управления, отделение боевое. отделение моторно-трансмиссионное) - это Т-16. Доступ к двигателю осуществлялся за счёт наличия съёмных кормовых листов. Экипаж размещался в машине через трёхстворчатый люк, размещённый в передней части танка. Вертикальные створки раскрывались в стороны, а откидной щиток передний – вверх.в этом щитке устанавливался перископический прибор и наблюдательная щель, закрытая заслонкой. Перед люком размещались кронштейны осей колёс направляющих, одновременно выполнявшие роль механизма натяжения гусениц.
Командир танка находился в боевом отделении и должен был вести огонь из спаренных пулемётов (6,5 мм) и пушки Гочкиса (37 мм), которые планировалось установить в шестигранной башне танка, выполняя одновременно функции заряжающего и наводчика. На опытном экземпляре указанное вооружение отсутствовало.
Рис.48 Танк Т-16 во дворе завода. 1927 год.
Башня через шариковую опору опиралась на подбашенный лист и вращалась командиром танка с помощью специального плечевого упора. Сиденья для командира предусмотрено не было. Его заменял ремень, подвешенный к плечевому упору.
На крыше башни устанавливалась башенка для ведения наблюдения, накрытая грибовидным колпаком. Последний можно было откинуть на пружине и застопорить в открытом положении. Для защиты экипажа от травм башню изнутри обшили кожей, а на щели для наблюдения предусмотрели кожаные налобники. Башня по правому борту имела вентиляционное отверстие, закрытое сдвижной заслонкой, имевшей каплевидную форму.
Рис.49 Танк Т-16 на испытаниях. Июнь 1927 года.
Боевое и моторно-трансмиссионные отделения разделяла металлическая заслонка, имевшая двустворчатый люк, через который обеспечивался доступ к двигателю. Необходимой мощности и габаритов двигателя на тот момент в СССР не было. Поэтому конструктору Микулину поручили его разработку. Он достаточно хорошо справился с решением этого вопроса, создав 35 сильный двигатель с воздушным охлаждением. КПП и механизм поворота монтировалась с ним в едином блоке. На испытаниях заявленных 35 л.с. двигатель не показал, но зато являлся многотопливным и мог работать практически на любом бензине.
Рис.50 Танк Т-16 на испытаниях.
Два топливных бака в надгусеничных коробках вмещали 120 литров бензина. На кормовом бронелисте танка крепилось стандартное, по тем временам, дополнение конструкции - «хвост», позволявший преодолевать рвы большей ширины.
Ходовая часть (на борт) имела по три катка поддерживающих и по три балансирных тележки с двумя катками опорными малого диаметра в каждой из них. Колёса направляющие и катки опорные были снабжены наружной амортизацией. Заднее колесо было ведущим. Переднее – направляющим. Ширина трака мелкозвенчатой гусеницы танка составляла 300 мм.
Танк, при существенном внешнем сходстве с FT-17, имел перед последним ряд значительных преимуществ. Он был легче, меньше по габаритам и более скоростным.
Сложности производственного характера, обусловленные отсутствием специалистов, инструмента и требуемых материалов в нужных количествах значительно удлинили сроки изготовления прототипа. Он был изготовлен лишь в марте 1927 года.
Его полевые испытания выявили непригодность машины для серийного производства в связи с регулярными поломками двигателя и выходом из строя ходовой части. Ещё одним существенным недостатком конструкции являлась неспособность танка преодолевать рвы, ширина которых превышала 1500 мм, и его высокая центровка.
Используя знания и технические решения, полученные в процессе создания Т-16, на его базе создали улучшенную машину, получившую наименование Т-18 (второе наименование МС-1 малый танк сопровождения пехоты).
Рис.51 То, во что превратился Т-16, танк Т-18
Тактико-технические характеристики лёгкого танка Т-16 образца 1927 года
Масса полная (кг) | 5050 |
Экипаж (чел) | 2 |
Длина / ширина / высота / клиренс (мм) | 4350 с хвостом (3420 без) /1800/2030/325 |
Вооружение | пушка Гочкиса (37 мм) – 1; спаренный танковый пулемет Федорова - Иванова (6,5 мм) - 1 |
Боекомплект | 120 выстрелов и 4000 патронов |
Прицельные приспособления | Прицел телескопический |
Бронирование противопульное лоб/борт/корма/ крыша/днище/башня (мм) | 16/16/16/6/6/18 |
Двигатель марка/мощность (л.с.) | 4-ех цилиндровый, карбюраторный, воздушного охлаждения Т-16 / 35 |
Трансмиссия (тип) | механическая |
Скорость шоссе / грунт (км/час) | 14,5 / 8 |
Запас хода по шоссе (км) | 100 |
Угол подъёма, град. | 35° |
Высота стенки, м | 0,50 |
Глубина брода, м | 0,72 |
Ширина рва, м |
1,50 |