1.1. Первый русский танк – «бронированный автомобиль» инженера В.Д. Менделеева

Разработчик:  В.Д.Меделеев

Начало работы над проектом:  1911

Изготовление опытного экземпляра:  не изготавливался

Судьба проекта: проект не был реализован, ввиду начавшейся войны и последующего октябрьского переворота

 Менделеев

Рис.6 Василий Дмитриевич Менделеев

Инженер-кораблестроитель Василий Дмитриевич Менделеев (1886-1922), сын русского учёного химика Д.И.Менделеева, создаёт проект принципиально новой для того времени боевой машины на гусеничном ходу. Работу над ним он начал ещё в 1911 (!) году.

В период с 1911 по 1915 годы в свободное от основной работы на судостроительном заводе время В.Д.Менделеев разрабатывал проект принципиально новой боевой машины. В первом варианте на 170 тонную машину планировалось установить 120 мм пушку (размещалась в передней части бронированного корпуса) и пулемёт (для него была предназначена вращающаяся башня, размещаемая сверху). Боекомплект для орудия насчитывал 51 выстрел. А толщина брони колебалась от 150 мм в носовой части до 100 мм в корме и по бортам. Ожидалось, что максимальная скорость, с которой сможет передвигаться данный агрегат, составит 24 км/час. Экипаж — 8 человек.

При разработке этой боевой машины Менделеев младший использовал новейшие разработки отечественного военного кораблестроения, что позволило создать по-настоящему уникальную конструкцию, не имевшую аналогов в мире по многим конструктивным решениям.

24 августа 1916 года, ещё ДО того, как на полях сражений 1 Мировой появились первые танки, В.Д.Менделеев высылает в адрес Военного министерства комплект документов по новой машине, сопроводив их запиской следующего содержания: «Представляю при сем эскизный проект Бронированного автомобиля моей системы… Если он заслуживает внимания, то покорнейше прошу указать то учреждение Военного Министерства, в которое мне следует упомянутый эскизный проект представить на рассмотрение».

танк Менделеева

Рис. 7  «Бронированный автомобиль» Менделеева на поле боя. Модель-копия

В отличие от проектов «сухопутных броненосцев», «бомбардирных самобеглых колясок», «штурмовых вагонов» и т.п., в изобилии поступавших в то время в адрес ГВТУ, эскизный проект, предоставленный им, был тщательно проработан и оформлен по всем правилам. Описание его «Бронехода» подразделялось на главы. Тут были: таблицы весов, спецификация, внутреннее размещение экипажа, расчёт транспортировки по ж/д, расчёт опорной поверхности и т.п.

Менделеев предложил «корабельный» вариант сборки. Каркас набирался из шпангоутов и стрингеров, на которые крепились цельнокатаные броневые листы. Причём бронирование было рассчитано таким образом, что должно было защищать экипаж от попадания шестидюймовых (152 мм) бронебойных снарядов. Основным оружием «Бронехода» была120 мм пушка Канэ, закреплённая на тумбовой установке. Вертикальное наведение обеспечивалось механизмом самой пушки, горизонтальное – поворотом корпуса машины. Боеприпасы подавались по подвесному монорельсу, на котором крепились роликовые подающие тележки. Боекомплект «Бронехода» насчитывал 51 выстрел, из которых один находился в казённике пушки, четыре на тележках, остальные – в «крюйт-камере» (сказывается флотская закалка инженера). В центральной части корпуса устанавливалась башня кругового вращения с пулемётом «Максим». В качестве двигателя В.Д.Менделеев предлагал 250-сильный автомобильный двигатель с водяным охлаждением, запускавшийся от сжатого воздуха.

Выше приведены чертежи, сделанные с оригинальных документов, разработанных конструктором Менделеевым В.Д, инженером Р.Казачковым.

Топливные баки находились под днищем задней части корпуса, т.е. были вынесены из заброневого пространства, что значительно повышало живучесть машины. «Бронеход» имел четырёхскоростную коробку передач и поворотный механизм дифференциального типа.

менделеев 3Рис. 8 «Бронированный автомобиль» Менделеева в разрезе

Гусеницы, в своей верхней части, прикрывались корпусом. Опорные катки обладали автономной пневматической подвеской и были сбалансированы по борту. Её конструкция позволяла ей работать как блокированной при медленных колебаниях и как индивидуальная — при быстрых колебаниях корпуса. При этом динамический ход каждого амортизатора составлял1500 мм, что позволяло машине сохранять продольную и поперечную устойчивость при движении по сложно-пересечённой местности.

Подобная конструкция давала возможность танку двигаться с полуопущенным корпусом, а в случае необходимости, полностью ложиться на грунт. Аналогичная подвеска в настоящее время используется на последних моделях российских БМД. Эта техническая находка решала одновременно двуединую задачу: позволяла защищать наиболее уязвимую часть конструкции (ходовую) и разгрузить последнюю от высоких нагрузок, возникающих в процессе стрельбы.

Для стрельбы машина ложилась на грунт днищем корпуса. Аналогичную конструкцию немцы смогли реализовать только через четверть века, в 1942 году в конструкции германской 600-мм самоходной мортиры «Тор». Несколько позднее этот вопрос технически смогли частично решить в конструкциях британских танков для авиадесантирования: «Гарри Гопкинс» и «Тетрарх». Гусеницы имели регулируемое натяжение… Чем не САУ образца сороковых?

Для решения вопроса переброски данного танка на большие расстояния конструктивно была предусмотрена возможность установки его на железнодорожные траки и последующая его буксировки паровозом или перемещение последнего своим ходом (частично к этой идее советские конструкторы возвращались при разработке вариантов танка БТ-5).

С целью облегчения управления танком в конструкцию были заложены сервоприводы на пневматике, работавшие на коробку передач, главный фрикцион и механизм поворота.

4Рис. 9 Продольный разрез

5Рис. 10 Вид в плане

Эта конструкция резервировалась механическими управляющими приводами. Менделеев механизировал также и процедуру подачи орудийных выстрелов, что значительно повысило скорострельность. Предусмотрен был и механизм опускания верхней башенки в корпус при транспортировке танка на большие расстояния. Также пневматика применялась для того, чтобы облегчить экипажу процесс регулировки натяжения гусениц.

Вся установленная пневматика работала от специального компрессора, подключённого непосредственно к основному двигателю.

менделеев 4Рис. 11 «Бронированный автомобиль» Менделеева внешний вид. Реконструкция

Для повышения живучести танка в бою Менделеев предусмотрел целых 4 поста управления.

Этот прообраз танка впервые в мире был оснащён противоснарядным бронированием, а также имел броневую защиту разной толщины в зависимости от важности того или иного узла для живучести и боеспособности (дифференцированная броневая защита).

Экипаж состоял из 8 человек. Причём командир не имел постоянного рабочего места, а выбирал его в зависимости от решаемых задач: при совершении марша – возле «рулевого» (механик-водитель), в бою – руководил экипажем, вёл наблюдение и т.п. «Рулевой» также имел два рабочих места: в бою внутри машины, на марше – в передней части на крыше «Бронехода», управляя машиной со съёмного поста управления.

Детально проработанная пневматическая система решала задачи управления главным фрикционом, пуском двигателя, подъёмом башенки, натяжением гусениц, жалюзи воздухозаборника и т.п.

Освещение отсеков выполнялось 16 лампочками, питающимися от 24В аккумуляторов. Электрическая сеть состояла из 4 групп АКБ и генератора.

Чертежи выполнены инженером Р. Казачковым с подлинных материалов проекта, хранящихся в Центральном государственном военно-историческом архиве.

Расчетная масса «Бронехода» должна была составить 173,2  т. Габариты: 13000 (с пушкой)/10000 (без) мм – длина, высота с башенкой – 4450, без 3500, лёжа на грунте – 2800/3800 мм соответственно. Ширина машины –4400 мм, клиренс –700 мм.

Специально для работы над данным проектом конструктор изучил «Курс автомобилизма». «Бронеход» должен был развивать скорость около24 км/чи преодолевать подъёмы до 25 градусов. Планируемый радиус разворота должен был составлять10 м.

Учитывая конструктивную сложность машины для освоения её серийного производства в России и тот факт, что электрооборудование и двигатель необходимо было бы покупать за границей, В.Д.Менделеев разработал «облегчённый» вариант машины. Машина была гораздо слабее бронирована, но имела более мощное вооружение: два пулемёта и127 мм пушку.

Характеристики машины не позволяли использовать машину непосредственно на поле боя. Но эту задачу конструктор перед своим детищем и не ставил. По сути «Бронеход» был хорошо защищённой мобильной огневой точкой, своего рода «дот» на гусеницах.

7Рис. 12 Разрез по отсеку подвесок

Подобная машина могла эффективно применяться для противодесантной или береговой обороны, либо использоваться в крепостной войне. Наработки Менделеева в 1933 легли в основу проекта гусеничной САУ береговой обороны конструктора Толочкова А.А., которая была вооружена морским орудием Б-10 калибра152 мм.

8Рис. 13 Танк в положении для стрельбы

«Бронеход» Менделеева по праву считается первым русским проектом подобной боевой машины. И, несмотря на то, что он «осел» в архивных недрах ГВТУ и, по большому счёту, не оказал сколь-нибудь существенного влияния на дальнейшее развитие отечественного танкостроения, мы можем рассматривать его в качестве эталона добросовестности и технической культуры того времени.

танк менделеева 5Рис. 14 «Бронированный автомобиль» Менделеева. Реконструкция

Название «Бронеход» появилось позднее. Сам конструктор именовал машину «бронированным автомобилем моей системы». Но я позволил себе использовать его в данной статье. Размещённая в данной статье иллюстрация, по мнению экспертов, также не совсем соответствует описанию, составленному конструктором. Но другого изображения я, к сожалению, не нашёл.

Ни тот факт, что данный образец так и не был принят на вооружение, ни присущие ему недостатки не умаляют заслуги Менделеева, создавшего передовой для своего времени проект и предложившего так много новых конструкторских решений, что к ним прибегали (и продолжают прибегать в настоящее время) конструкторы бронетехники различных стран мира.

Тактико-технические характеристики «Бронехода» Менделеева В.Д.

Год разработки проекта 1911 – 1915
Масса проектная (т) 173,2
Длина с пушкой вперёд (мм) 13000
Корпус длина / ширина / клиренс  (мм) 10000 / ? / 700
Высота с поднятой башней / с убранной башней (мм) 4450 / 3500
Среднее удельное давление на грунт (кг/кв.см) 2,5 – 2,8
Двигатель тип/мощность (л.с.) Карбюраторный / 250
Скорость максимальная (км/час) 24
Бронирование лоб / борт, крыша, корма (мм) 150 / 100
Экипаж (чел) 8
Вооружение Пушка Кана (одна) калибр 120 мм боекомплект 51 выстрелПулемёт «Максим» (один) калибр 7,62 мм

 

Поделитесь с друзьями:

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

CAPTCHA image
*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>