На совместном совещании ЦК ВКП (б) и СНК, состоявшемся 09.12.38, рассматривался вопрос о состоянии работы по созданию тяжёлых танков Т-100 и СМК.
Главный конструктор Котин Ж.Я. доложил руководству страны и партии о том, что имеется возможность в кратчайшие сроки создать новую модель тяжёлого танка с мощным вооружением и тяжёлым бронированием, но с одной башней. И подробно остановился на преимуществах именно такой конструкции, в частности, на её более высокой маневренности.
Предложение было воспринято представителями армии весьма негативно, но, неожиданно для всех, было поддержано Сталиным. В результате ленинградский КЗ (ЛКЗ) получил задание на изготовление не только двухбашенного СМК, над созданием которого его конструкторы уже работали, но и опытного экземпляра новой машины с одной башней (работы над разработкой которого также велись с апреля 1939 года). После изготовления опытных экземпляров планировалось провести их сравнительные испытания.
20.09.39 машины были представлены в Кубинке в числе прочих последних разработок советских танкостроителей. Показательные выступления КВ понравились наркому Ворошилову. Хотя, если обратиться к воспоминаниям механика-водителя танка, И.И.Петрова, опытный образец несколько раз находился на грани полной остановки в связи с многочисленными неисправностями, возникавшими в ходе испытательного пробега.
Второй этап испытаний прототип нового танка КВ проходил уже на Ленинградском полигоне. Частично конструкторам удалось решить к этому времени выявленные проблемы конструкции: нестабильная работа дизеля, планетарных бортовых передач, КПП и тормозов.
В декабре было принято решение испытать новые машины в условиях реального боя, направив их на Корельский перешеек. Новая машина приняла боевое крещение 17.12 39 у озера Суммаярви.
После боя на танке насчитали 43 прямых попадания от бронебойных снарядов. Был прострелен ствол пушки, пробит один опорный каток и топливный бак. Результаты удовлетворили представителей КО при СНК и уже 19.12.39 танк КВ рекомендовали принять на вооружение, после устранения выявленных в конструкции недостатков. Более того, в 1940 году ЛКЗ должен был наладить серийное производство танка КВ и поставить в войска 50 машин.
В марте 1940 года на Ленинградском полигоне начались углубленные испытания трёх машин: КВ-1 (прототип), КВ-1 (первый серийный танк, именовавшийся в официальных документах КВ-1-76) и КВ-2, которые продолжались 14 суток. Многочисленные поломки и неисправности ходовой части привели к тому, что НКО и НКТМ направили на завод специальную комиссию, чтобы разобраться с реальным состоянием дел. В ходе работы комиссия выявила многочисленные технические недостатки конструкции.
Выяснилось также, что пушка Л-11, установленная на танке, весьма ненадёжна и недостаточно мощна. Поэтому на 92 артиллерийский завод (КБ Грабина В.Г.) поступил заказ на пушку Ф-32, которую 26.01.40 приняли на вооружение.
В июне 1940 года маршал Тимошенко предложил выпускать сразу две модели танка КВ. причём, с разным вооружением. На один установить 76 мм пушку, а на второй – 152 мм гаубицу. Причём Л-11 предлагалось поменять на зенитную пушку обр.1931 г. Того же калибра.
В развитие указанных предложений появляется пушка Ф-39 калибра 85 мм, созданная в КБ Грабина. Эту пушку установили для испытаний как на КВ-1, так и на КВ 2. В августе 1940 года было принято решение о разработке 4 типов башни для танка КВ, изготовленных по различным технологиям. Башни начал изготавливать завод № 78 в марте 1941 года. Бронирование литой башни возросло до 95 мм.
Правительственным Указом от 06.04.41 было принято решение оснащать танки КВ-1 усиленным бронированием (дополнительными экранами броневых листов толщиной 30 мм, которые крепили к башне и корпусу болтами). Общая толщина брони возросла до 105 мм.
Одновременно с усилением бронирования танк вновь перевооружили. Первоначально планировалось установить на нём пушку Ф-34 (76.2 мм), которую создавали для танка Т-34. Но потом решили, что для тяжёлого танка это недостаточно мощное орудие. И остановили выбор на ЗИС-5, конструкция которой практически на 63,5 % совпадала с Ф-34. Уже в середине 1941 года она пошла в серию.
Параллельно с работами по созданию танка КВ-1 на его базе велись проработки ещё нескольких типов бронированных машин. ЛКЗ создал и подготовил к запуску в серийное производство вариант гусеничной БРЭМ (объект 214). Но даже опытный экземпляр изготовлен не был, так как после завершения вооружённого конфликта с Финляндией заказчик, в лице НКО, потерял к машине интерес.
Ещё одной интересной разработкой была СУ-212 (объект 212). Машина имела ряд узлов и агрегатов КВ, но корпус изменили принципиально и размещение в нём агрегатов тоже. Двигатель устанавливался в передней части корпуса, а боевое отделение перенесли назад. В качестве вооружения эта самоходная установка получила 152 мм морскую пушку и три пулемёта (7.62 мм). Бронирование машины составляло от 20 до 60 мм. В перспективе планировалось использовать гаубицу калибра 203 мм (Б-4). Работы начались весной 1941 года, но с началом войны их свернули.
Серийное производство
До конца 1940 года ЛКЗ должен был изготовить 50 танков КВ. Причём 9 танков из установочной серии должны были поступить в войска до 25.03.40. но выполнено указанное требование не было. На 01.04.40 удалось изготовить только пять машин. Из них один прототип, имевший малую башню, и 4 серийных танка с большой башней, три из которых были отправлены на Карельский перешеек.
Несмотря на технические сложности в развёртывании серийного производства, 28.05.40 СНК, по рекомендации КО, принимает Указ о расширении программы выпуска танков КВ. план на 1940 год составил уже 230 танков, из которых 130 планировалось вооружить 76 мм орудиями, а 100 – 152 мм гаубицами.
К чести ЛКЗ следует отметить, что план был не только выполнен, но и перевыполнен. РККА получила 243 танка (102 КВ-2 и 141 КВ-1).
НКТМ 02.01.41 утвердил план выпуска танков КВ на 1941 год. Была определена цифра – 600 единиц. Первый квартал завод завершил, выпустив 152 машины. Во втором должен был изготовить 215. Но эти планы существенно подкорректировало вышедшее 15.03.41 совместное постановление ЦК ВКП(б) и СНК, согласно которому количество танков КВ, которые требовалось выпустить в 1941 году, возросло до 1200 (!). Причём ЛКЗ должен был изготовить 1000 танков трёх моделей: КВ-1 -400, КВ-2 – 100, КВ -3 -500. Остальные машины должен был изготовить ЧТЗ.
Поделитесь с друзьями: