Фактически провести конкретную грань между самоходными артиллерийскими установками и другими образцами бронетехники, пушечными бронеавтомобилями и танками периода 1 Мировой войны крайне сложно. Поэтому давайте определимся с терминологией. Я буду считать САУ любой бронированный объект с артиллерийским орудием более мощным, чем те, которые устанавливались на большую часть боевых машин в это время, и назначением которого являлось решение задач поддержания огнём других сил (кавалерии, пехоты). Независимо от того, какое наименование было присвоено ему на момент изготовления.
В данной статье мы кратко рассмотрим основные виды пушечных бронеавтомобилей, которые имелись в российской армии в единичных экземплярах и производство которых можно рассматривать как создание прообраза современных САУ.
Пушечный бронеавтомобиль FWD. К сожалению, мне не удалось найти его фотографии. Указанная машина была разработана с использованием шасси полноприводного грузовика американского производства, изготовленного фирмой FWD. Планировалось, что на шасси указанного трёхтонного автомобиля Путиловский завод изготовит партию из 20 машин, каждая из которых будет вооружена трёхдюймовой горной пушкой образца 1904 года. Но первую машину смогли изготовить только в конце 1917 года. Затем был октябрьский переворот и работы прекратились. Судьба машины неизвестна.
Маннесманн-Мулаг. Этот автомобиль, имевший пушечно-пулемётное вооружение, является первой машиной подобного класса, поступившей на вооружение русской армии. Указанная конструкция была разработана в 1914 году для усиления огневой мощи первой автопулемётной роты, основным вооружением которой были бронеавтомобили «Руссо-Балт» типа «С». Шасси для данного автомобиля германского производства, фирмы «
Пушечно-пулемётный бронированный автомобиль Паккард. Производился в 1914-1915 годах. Машина предназначалась для огневого усиления первой автопулемётной роты. Было изготовлено две машины на шасси трёхтонного грузовика производства американской компании
Бронеавтомобиль «Рено» Братолюбова-Некрасова. Вооружался трёхдюймовой горной пушкой и пулемётом. Был изготовлен в 1914 году в единственном экземпляре по проекту штабс-капитана Некрасова, который разрабатывался им совместно с инженером Братолюбовым А.А. и генерал-лейтенантом Дурляховым Р.А. Автомобиль был бронирован только частично и использовался для сопровождения и охраны транспортных колонн.
Пулемётный бронеавтомобиль Ланчестер, производившийся английской компанией
Бронированный автомобиль Мерседес. Нёс пушечно-пулемётное вооружение. Конструкция машины была предложена штабс-капитаном Былинским на шасси легкового Мерседеса. Было изготовлено две машины в 1915 году.
Пушечно-пулемётный автомобиль Мгебров-Уайт. Данный вариант бронированного автомобиля разработан штабс-капитаном Мгебровым В.А.. В качестве шасси использован заднеприводный двухосный грузовой автомобиль «Уайт». В конструкции впервые было использовано «рациональное бронирование», существенно повысившее защищённость машины. Была произведена в одном экземпляре в 1915 году.
Бронированный пушечно-пулемётный автомобиль Пирс-Арроу. Данный автомобиль был разработан по заказу Морского ведомства. В качестве шасси выбрали пятитонный грузовик
«Руссо-Балт» (тип I). Конструкция пушечного бронеавтомобиля разработана штабс-капитаном Некрасовым. Данная машина в количестве шести экземпляров была изготовлена, в 1915 году, в мастерских Братолюбова А.А. Войсковые испытания показали, что данная машина к применению в войсковых условиях не приспособлена. В конце 1915 года три броневика этого типа, изготовленные на шасси автомобиля «Руссо-Балт С 24/40» переделали в бронированные дрезины. И уже в таком виде они участвовали в боях.
«Рено» (пушечный). Этот пушечный бронированный автомобиль коллектив Путиловского завода создал в 1917 году на базе импортного пулемётного броневика французского производства «Renault». Завод изготовил 29 бронеавтомобилей, вооружённых47 мм пушкой Гочкиса, смонтированной на тумбовой установке, разработанной Обуховским заводом.
В следующей статье я расскажу о проектах, работа над которыми завершилась на стадии конструкторской документации, либо на первом полевом испытании опытного образца.
Поделитесь с друзьями: