Первая мировая война закончилась. Но не закончились работы по совершенствованию грозного оружия этой войны — танка.
К огромному сожалению генералитета всех ведущих стран мира танк образца 20-х годов по своим техническим возможностями никак не желал вписываться в концепцию «молниеносной войны». Малоподвижные машины с ограниченным ресурсом гусениц (до 100 км) создавали большие проблемы при попытке оперативно перебросить их на расстояние даже в сотню километров. Для этого требовалось использовать железную дорогу или создавать тягачи-транспортёры. Оба варианта шли в тупик.
Конструкторы попытались решить этот вопрос внесением конструктивных изменений в имеющиеся образцы вооружений. Одним из направлений данной работы стало создание принципиально нового двойного движителя (гусеница — колесо). Танки с новым и ходовыми частями показывали на шоссе прекрасные для того времени результаты. Их скорости возросли до 50-70 км/час. Но получавшиеся конструкции были громоздки, сложны в изготовлении и эксплуатации и крайне ненадёжны. А в бою — легко уязвимы. Поэтому дальше расчётов и экспериментальных образцов дело не пошло.
Принципиально иным путём пошёл в своих разработках американский конструктор Джон Кристи, занимавшийся созданием танков в личной мастерской на свой страх и риск. По дорогам его танки передвигались на колёсном ходу (гусеницы снимались и укладывались на надгусеничные полки. По сложному рельефу танк перемещался на гусеницах. Причём экипаж танка (3 человека) самостоятельно был в состоянии перейти на тот или иной способ передвижения всего за три часа.
Линейка танков Кристи (Kristi) насчитывала достаточно много различных конструкций. Первый танк появился в 1919 году и получил обозначение М.1919. Затем последовал М.1921, серия плавающих танков М.1922 и М.1923.
В 1928 новый поворот конструкторской мысли — появился безбашенный вариант танка М.1928 и, созданный на его базе М.1931
Последние машины представляли собой буквально кладезь конструкторских находок: индивидуальная подвеска каждого опорного катка (по 4 на борт), причём катки устанавливались большого диаметра, а поддерживающих роликов, столь характерных для конструкции танков других изобретателей, не было вообще. Ведущие колёса он разместил сзади. Именно через них крутящий момент передавался на гусеницы. На колёса (при движении на колёсном ходу) крутящий момент от двигателя передавался через внешнюю цепную передачу. Это было самым уязвимым элементом движителя Кристи.
Упругость подвески достигалась установкой на танк вертикальных пружин, убранных под броню. Лобовая броня устанавливалась под наклоном. Мощный авиационный двигатель разгонял М.1928 до 122, а М.1930 — до 75 километров в час.
Конструктор изготовил 9 экземпляров KRISTI M.1931. Пять купила армия США и под разными марками (Т3 — для поддержки пехоты и Т1 — для кавалерийских частей) они достаточно долго эксплуатировались. Позднее армия приобрела ещё два танка, которые ранее хотела купить Польша. А два танка поехали в СССР.
Именно они стали прообразом танка БТ-2 и, по большому счёту, дали «путёвку в жизнь» нашей знаменитой «тридцатьчетвёрке».
Поделитесь с друзьями: