Продолжаем говорить о танке, который до сих пор заставляет спорить о себе. Причём мнения у оппонентов диаметрально противоположные. От «лучший танк 2 Мировой» до «очередного мифа сталинской пропаганды». Продолжаем знакомиться с фактами. А выводы делайте сами.
Каким же танком ты была, «тридцатьчетвёрка»? карающим мечом Немизиды, который, оставаясь неуязвимым для врага, разил его направо и налево? Или обычной машиной, со своими достоинствами и недостатками, присущими каждому образцу военной техники?
Для начала приведу цитату из доклада, отправленного в Ставку ВГК, человеком, знавшим этот танк не по наслышке, командира 10 танковой дивизии генерала Огурцова С.Я.
«По танку Т-34:
а - Броня машин и корпуса с дистанции 300 – 400 м пробивается 37-мм бронебойным снарядом. Отвесные листы бортов пробиваются 20-мм бронебойным снарядом. При преодолении рвов вследствие низкой установки машины зарываются носом, сцепление с грунтом недостаточное из-за относительной гладкости траков.
б) При прямом попадании снаряда проваливается передний люк водителя,
в) Гусеница машины слабая – берёт любой снаряд,
г) Главный и бортовые фрикционы выходят из строя».
Вот такая оценка прозвучала в декабре 1941 года о лучшем среднем танке РККА. И заподозрить генерала в том, что он не искренен, достаточно сложно.
Вообще год 1942 в истории Т-34 один из самых тяжёлых и неприятных. Но, предварительно, сделаем маленькое отступление и познакомимся с цифрами, которые, мягко говоря, не совсем соответствуют той информации, которая была известна подавляющему большинству советских людей и россиян. Я говорю о соотношении танков у воюющих сторон.
На 01.01.1942 оно составляло 1,9:1, в реальных цифрах 1588:840 В ПОЛЬЗУ СССР!
Ещё со школьного курса истории мы привыкли считать, что на 22.06.41 СССР имел некоторое превосходство в танках над Германией, но потерял его в первые месяцы войны из-за колоссальных потерь. Восполнить их мы своевременно не могли, так как танковые заводы находились на стадии эвакуации в глубокий тыл. Самое интересное в этой ситуации заключается в том, что подобный тезис выдвинул… сам Сталин 06.11.41 в выступлении на собрании, посвящённого очередной годовщине Октября.
А как обстояли дела на самом деле? За 1941 год промышленность Германии (вместе с танками, выпущенными в Чехии) дала Вермахту 1859 (тысяча восемьсот пятьдесят девять) танков и 540 (пятьсот сорок) штурмовых орудий. А что получила за это же время Красная армия?
Готовы?
Только за период 01.07. по 31.12.1941 года в войска с заводов поступило 4867 (четыре тысячи восемьсот шестьдесят семь) танков! Половина из них была устаревших моделей, но 2816 из них были тяжёлыми и средними.
Давайте посмотрим, какой процент от общего выпуска составляла тридцатьчетвёрка. Для начала немного вернёмся в прошлое. 25.06.41 СНК совместно с ЦК ВКП(б) издал Постановление, согласно которому СТЗ и 183 завод были полностью переведены на выпуск Т-34-76. А с 01.07.41 к ним подключили третий завод, №112 «Красное Сормово» в Горьком. К выпуску комплектующих подключили ХТЗ.
До начала эвакуации завод № 183 работал так: июль 1941 – 225 танков; август – 250 танков; сентябрь - 250; октябрь – 30. Затем эвакуация на Урал. Первые танки на новом месте завод дал фронту уже в декабре 1941 года!
СТЗ: июнь – 86; июль – 93; август – 155; сентябрь – 165.
То есть в 1941/42 годах танк выпускался на трёх заводах. Формально головным числился завод № 183 и его КБ, именовавшееся отделом 520 (по другим источникам – ГКБ-34). Считалось, что именно это КБ будет координировать внесение изменений в конструкцию танка, если в этом возникнет необходимость.
Однако жизнь внесла свои коррективы. Едиными остались только ТТХ к танку, а всё остальное заводы подстраивали под имеющиеся у них производственные возможности и станочный парк. Например 112 завод с 25.10.41 начал выпуск бронекорпусов по упрощённым схемам, отказавшись от механической обработки мест газовой резки броневых листов. Детали корпуса стали соединять «в четверть». Лобовой лист к подкрылкам и бортам крепился шипами. Все эти нововведения сильно ухудшили броневую защиту машины. Вторым изменением явился отказ от кормового люка в башне, который конструктивно предназначался для демонтажа пушки с подбитых танков в полевых условиях. люк крепился шестью болтами. На 112 заводе башню отливали целиком, а потом вырезали в ней это отверстие и накрывали его съёмным листом. В условиях боя при обстреле танка даже из пулемёта болты крепления такого листа начинали вибрировать и рваться. Танк выходил из строя. И только к 01.03.42 конструкторы Горьковского завода убедили заказчиков разрешить выпуск башен без заднего люка, а пушку демонтировать путём подъёма задней части башни. Отсутствие данного люка и козырёк, защищающий зазор между крышей корпуса и торцом башни – визитная карточка сормовских тридцатьчетвёрок.
Отличительной особенностью танков производства СТЗ стали литые опорные катки без резиновых бандажей и гусеничные траки со спрямлённой беговой дорожкой, понизившие шумность танка при движении. Ну и конечно корпус и башня в исполнении сталинградских танкостроителей тоже безошибочно позволяют узнать их машины. Изготавливаемые по упрощённым технологиям, предложенным КБ завода № 264, практически весь корпус соединялся «в шип». Первоначальная версия сборки «в замок» или «в четверть» использовалась только для крепления крыши корпуса к верхнему лобовому листу и днища к носовому и кормовому нижним бронелистам. За счёт этого время сборки корпуса сократили с 216 часов до 48. Башню варили из «сырой» брони и закаляли в уже собранном виде. Что тоже позволило значительно сократить время, потребное на изготовление башни.
Да готовые машины завод выдавал быстрее. Но вот качество и надёжность таких танков оставляли желать лучшего. А при наложении на присущие Т-34 «от рождения» недостатки, которые так и не успели исправить, ситуация становилась удручающей. Кроме этого, ни о какой унификации запчастей речи уже не шло. Зачастую при ремонте было невозможно установить в корпус, выпущенный одним заводом башню, изготовленную на другом.
Но один из самых сильных ударов Т-34 получил из-за практически полного отсутствия двигателей для него предназначенных. Выпускал их единственный завод – харьковский, № 75. Но уже в первый месяц войны он был эвакуирован на Урал, а производство временно перенесли в Сталинград. Выпуск дизелей на СТЗ начался в ноябре 1941 года. Но освоить качественный выпуск столь сложной продукции «с колёс» не получилось. Из 65 дизелей военная приёмка со скрипом приняла только – 25. Поэтому на Т-34 стали монтировать 300 сильный дизель В-2В от гусеничного тягача «Ворошиловец» и карбюраторные бензиновые двигатели М-17.
В 1941 году СТЗ выпустил 209 бензиновых тридцатьчетвёрок, в первом квартале 1942 – 364 танка.
Горьковчане вместо 700 танков в 1941 году изготовили только 173. 156 из них были оснащены М-17. В 1942 в войска из Горького ушло ещё 540 бензиновых Т-34.
А если к этому добавить, что ВСЕ М-17 (в любых модификациях) являлись ДВИГАТЕЛЯМИ Б/У, практически работали лишь на 60-80 % от паспортной мощности и часто ломались, то говорить о каком-то техническом превосходстве Т-34-76 образца 1941/42 по меньшей мере неумно. Только вдумайтесь в эти цифры. За март 1942 года боевые потери танков составили 467 единиц. А количество танков, пришедших в негодность из-за поломок, за этот же месяц, составило 2409 единиц! Комментарии излишни.
Столь длительная преамбула потребовалась мне для того, чтобы вы поняли, насколько низка была надёжность танка Т-34, выпускавшегося в конце года 1941/начале 42. И, если в начале войны заложенные в конструкцию машины высокие ТТХ не реализовывались в основном из-за низкой подготовленности экипажей и лишь частично, из-за присущих конструкции недостатков, то зимой 41/42 на первое место вышла низкое качество агрегатов и узлов, общей сборки и крайне низкая техническая надёжность машины. Танк поставлялся в войска настолько сырым, что, по воспоминаниям танкистов, воевавших на Т-34 в это время, экипажи отказывались идти на них в бой и делали всё возможное, чтобы вывести свой танк из строя. Но особых усилий и прилагать не требовалось, так как почти половина Т-34 постоянно была неисправна по тем или иным причинам. За всю войну так низко, как в 1942, рейтинг Т-34 не опускался никогда.
Но качество никого не интересовало. В Красной Армии началось формирование новых танковых бригад и корпусов. Танков требовалось МНОГО. О качестве и безопасности экипажей никто не думал.
За 42 год заводы дали фронту 12527 танков Т-34-76 (Вермахт за этот год получил, с учётом танков ВСЕХ типов всего 4126 машин).
Возникает вопрос. Что важнее в войне: кто больше произвёл? Или кто лучше использовал?
Во второй части данной статьи я остановлюсь на наиболее характерных конструктивных особенностях танка Т-34, производившегося в указанный период.
Поделитесь с друзьями: