Т-43. Танк Т-34. Един в четырёх лицах. Лицо третье.

Огромное количество рекламаций, поступавших с фронта на танки Т-34-76, а также появление на вооружении бронетанковых частей Вермахта новых танков Т-V и Т-VI заставили советских конструкторов активно искать возможности модернизации и повышения боевых возможностей стоящих на вооружении танков.

Т-34-76 образца 1943 годаНесмотря на то, что это происходило на фоне непонимания необходимости создания принципиально новых маши, обладающих большими боевыми возможностями, со стороны высшего командования, элиты партии и правительства СССР,  которые надеялись выиграть войну, используя для достижения победы имеющуюся технику, частично модернизировав её и повысив качество подготовки экипажей, а также увеличив количество поступающих в войска танков (без повышения их качественных характеристик и боевых возможностей), советские конструкторы танков продолжали работы по созданию новых образцов военной техники, которые велись с учётом опыта применения танков Т-34 в реальной боевой обстановке.

танк Т-43 с пушкой Д-5ТНаряду с первоочередными работами, проводившимися по повышению бронезащиты «тридцатьчетвёрки» (корпус, башня), без внимания не оставались и остальные элементы конструкции.

В июне 42-го КБ танкового завода № 183 провело модернизацию Т-34-76, результатом которой стал проект Т-34С. От базовой тридцатьчетвёрки он отличался новой литой башней, установленной на серийном погоне, которая имела командирскую башенку и пятиступенчатую КПП.

Т-34-76 и Т-43Новая башня повлекла рост массы машины до 30900 кг. А вот вооружение осталось прежним. Так как в экипаже танка появился пятый член, боекомплект пришлось сократить до 77 выстрелов. В качестве системы наведения устанавливался прицел ТМФД-7.

Максимальная скорость новой машины возросла до 54,7 км/ч, а средняя – до 32 км/ч.

Ходовая часть получила направляющие колёса с установленными на них механизмами натяжения усиленной конструкции, а также катки с внутренней амортизацией.

Т-43 с разными пушкамиКомандирская башенка не вращалась. Это был литой бронеколпак, который приваривался к крыше штатной башни. Башенка имела 5 прямоугольных вырезов для установки систем наблюдения, которые в нерабочем положении убирались внутрь башенки.

Башенка существенно улучшила для командира танка обзор поля боя, но существенно ограничило его движения. А это приводило к его быстрой утомляемости в бою.

Т-34 с пушкой калибра 85 мм в старой башнеНовый член экипажа, появившийся в башне практически тех же размеров, существенно стеснил работу командира и заряжающего. На Т-34С установили танковую радиостанцию Р-9.

Опыт, полученный в ходе работ над Т-34С, воплотился к концу лета 1942 в создание проекта нового среднего танка конструкторами завода № 183, получившего условное наименование Т-43. Создавая эту машину, конструкторы стремились максимально увеличить ей защищённость, сохранив при этом огневые качества и маневренность.

Т-34 с пушкой ЛБ-1Штатный корпус подвергся практически полной переделке, все внутренние узлы и агрегаты перекомпановали по-новому. Сохранив общую массу, они смогли увеличить бронирование в лобовой проекции до 75 мм (против 45 на Т-34), а башни – дл 90 мм (против 52), что существенно повысило живучесть новой машины. Новая схема бронирования имела характеристики лучшие, чем у тяжёлого танка КВ-1.

50мм противотанковая пушка, стоявшая на вооружении Вермахта, поражала Т-34 в борт с расстояния 2000 м, а Т-43 только с 250 м и менее.

Т-34 и Т-43Новая машина была максимально унифицирована с базовой моделью Т-34. Это требование было основным при проектировании новой машины, так как позволяло при переходе на изготовление нового танка минимизировать снижение количества танков, поставляемых в войска.

Первый опытный экземпляр Т-43 вышел из ворот сборочного цеха в декабре 1942. До апреля 43 шли заводские испытания. За это время машина прошла около 3000 км. К сожалению Т-43 сохранил один из главных недостатков своего предшественника, малый погон башни.

К апрелю 1943 на испытания вышло ещё три машины Т-43. в процессе их изготовления конструкторы постарались максимально устранить недостатки, выявленные при испытаниях первой машины. Танк стал тяжелее, его масса возросла до 34100 кг. Диаметр погона наконец увеличили (до 1600 мм против 1420 мм). Это сделало размещение в башне 3 танкистов более комфортным. Появились новые смотровые приборы, а командирская башенка обрела вращающийся люк. Танк Т-43 был оснащён торсионной подвеской и новым двухступенчатым механизмом поворота планетарного типа, аналогичным тому, который устанавливался на танке ИС.

 проекции танка Т-43Танк прошёл всесезонные испытания (зима/лето) и зарекомендовал себя в целом положительно. Т-43 совершил испытательный пробег (август 43): Н.Тагил – Челябинск – Н.Тагил, который выявил застарелый недостаток, присущий ещё Т-34, низкая износоустойчивость бандажей опорных катков, изготовленных из резины. Безопорные катки длительных пробегов и высоких скоростей не выдерживали и ломались задолго до окончания гарантийных сроков. Для новой машины эти бандажи необходимо было делать значительно шире с учётом возросшей массы танка.

проекции танка Т-43Все эксплуатационные и динамические параметры Т-43 были абсолютно идентичны параметрам танка Т-34, что существенно упрощало вопросы эксплуатации.

Повышенная защита новой машины визуально практически была незаметна. Что значительно затрудняло для противника его идентификацию. Однако появление «Тигров» и «Пантер», а также новых образцов противотанковых пушек существенно снизило преимущества новой бронезащиты, а техническая невозможность установить на Т-43 новую башню и более мощную пушку свели дальнейший ресурс для модернизации данной машины практически к нулю.

t-34-816Мощность пушки Ф-34, на которую возлагались большие надежды, оказалась уже недостаточной для эффективной борьбы с новыми танками Вермахта, а на больших дистанциях – даже с модернизированными средними танками Pz.Kpfw.IV. кроме того, она уступала по боевой эффективности новому вооружению практически всех средних и тяжёлых танков нацистской Германии. Сохранившиеся недостатки конструкции Т-43, присущие ещё Т-34, существенно снижали эффективность боевого применения танка. поэтому, параллельно с работами по модернизации самого танка, велись интенсивные работы по усилению мощности устанавливаемых на него артиллерийских систем.

В июне 1943 на Т-34 попытались установить пушку ЗиС-4 калибра 57 мм, разработанную летом 1941 года, но не принятую на вооружение / Более того, в связи с тем, что пушка на максимальных дальностях ведения огня ПРОБИВАЛА НАСКВОЗЬ при стрельбе в лобовую проекцию ВСЕ существовавшие в то время образцы танков вероятного противника, главный конструктор был обвинён во вредительстве, нецелевом расходовании государственных средств и репрессирован /.

Т-43 вид изнутриВ июле-августе 1943 завод № 183 изготовил четыре опытных машины, вооружённых пушками калибра 57 мм. Они успешно прошли испытания в качестве истребителя танков (аналогичные функции в войсках Вермахта возлагались на T-V). Однако в серию не пошли, так как в это время появились более мощные пушки, адаптированные для установки на танки и САУ, калибра 85 мм.

Танковую пушку калибра 85 мм для перевооружения Т-34 в авральном порядке начали разрабатывать весной 1943 года. В кратчайшие сроки (15.05 – 10.06) завод НКВ № 9  спроектировал и изготовил в металле два варианта опытной танковой пушки калибра 85 мм: Д-5-Т85 для танков и Д-5-С85 для САУ, созданных на базе Т-34.

Т-34-85 вид изнутриПервоначально данная пушка проектировалась для тяжёлых танков (впоследствии её получил КВ-85). Но 25.06.43 технический совет артиллерийского комитета НКВ вынес отрицательное заключение по проекту, предложенному 172 заводом, который предлагал за счёт увеличения длины ствола Ф-34 (калибр 76,2 мм) на 10 калибров повысить её мощность на 20%. Начальная скорость снаряда должна была возрасти до 748 м/с (против 662). После чего ЦАКБ НКВ получило техническое задание разработать новую пушку С-54 калибра 76,2 мм для танка Т-34, а КБ завода № 183 обязали проработать несколько вариантов установки 85 мм пушки в средний танк.

Уже 24.08.43 УВЗ доложил наркому танковой промышленности о завершении конструкторских проработок установки на танк Т-34 пушек соответствующего калибра, конструкции заводов № 9 НКВ (Д-5) и ЦАКБ НКВ (С-31 и С-50). Наиболее оптимальной конструкцией была признана пушка Д-5, которая лучше всего устанавливалась как на Т-34, так и на Т-43.

БезымянныйВ первой декаде декабря 1943 года на Т-34 была установлена первая пушка нового образца С-54 калибра 76,2 мм. 14-19 октября 1943 были проведены полигонные испытания пушки, установленной на шасси Т-34, которые продемонстрировали безоговорочное превосходство С-54 перед Ф-34. Однако тот факт, что к этому времени уже было прекращено производство боеприпасов соответствующего калибра (76,2 мм) для зенитных пушек образца 31/38 годов, которые использовались новой пушкой, было принято решение, считать решение об установке новой пушки на Т-34 мерой временного характера, до момента завершения разработки 85 мм танковой пушки.

предсерийный танк Т-34-85Сроки поджимали. Шла война и Красная Армия несла серьёзные потери в танках. Поэтому, для сокращения решения данной инженерной задачи на московском танкоремонтном заводе создаётся филиал КБ 183 завода, главной задачей которого является установка пушки Д-5-Т85 в танк Т-34.

Главный вывод, сделанный конструкторами, гласил: новая пушка требует для своей установки новую башню. При этом диаметр погона должен быть увеличен минимум до 1600 мм. Предложение поддержали. И осенью 1943 года 85 мм пушка заняла своё место в башне новой конструкции, смонтированной на опытном варианте Т-34. танк прошёл полигонные испытания в конце ноября 1943 года. Их результаты были изложены в в отчёте от 26.11.43 за № 04448. там же содержались требования по устранению выявленных недостатков.

Т-43 на полигонных испытанияхВ начале декабря 1943 года группа ведущих руководителей проекта (Устинов, Малышев, Яковлев, Федоренко) подготовила на имя Л.П.Берия докладную записку, согласно которой констатировалось, что огневая мощь танка существенно возросла, а остальные эксплуатационные характеристики танка не ухудшились. В связи с этим предлагалось незамедлительно приступить к производству танка, получившего обозначение Т-34-85, начиная с января 1944 года. На первом этапе – на одном заводе, № 112 НКТП, который должен был вести параллельный выпуск старой (Т-34-76) и новой (Т-34-85) моделей. а к апрелю 1944 полностью перейти на выпуск Т-34-85.

Данное предложение дополнили требованием провести модернизацию пушки с учётом её адаптации к среднему танку и уже в таком виде утвердили его решением № 4776, принятым ГКО 15.12.43.

Поделитесь с друзьями:

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

CAPTCHA image
*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>