В России проекты новых образцов вооружений, в том числе и самоходно-артиллерийских установок, имевшие грамотное обоснование, с началом I Мировой войны сосредотачивались и рассматривались в ГАУ. Самые интересные отбирались и направлялись для детальной проработки в Офицерскую стрелковую школу, так как её начальник был ревностным сторонником создания для российской армии новых образцов военной техники.
В одной из предыдущих статей я уже писал о проекте генерал-майора Филатова Н.М., который и являлся начальником этой школы. Он неоднократно высказывался о необходимости создания забронированных автомобилей с артиллерийским вооружением, которые, по его твёрдому убеждению, могли значительно усилить огневую мощь наступающих подразделений, используясь непосредственно в линии атакующей пехоты. По его мнению эти автомобили должны будут точным огнём проделывать проходы в проволочных заграждениях, уничтожать выявленные огневые точки противника и бороться со скоплениями кавалерии и пехоты неприятеля, группирующимися для контратаки.
Он добился того, что в 1915 году начались практические работы по бронированию пятитонного грузовика американского производства «Гарфорд». Именно 5-тонного. Встречающаяся информация о 4-тонных Гарфордах не соответствует действительности, т.к. таковые не выпускались вообще.
Максимальная скорость грузовика достигала35 км. Само шасси весило3931 кги требовало значительной модернизации, чтобы выдержать пушку, весившую без лафета417 кг. Тип орудия был выбран в результате сравнительных испытаний пяти систем, как наиболее приемлемый.
Необходимые изменения в конструкцию корпуса генерал Филатов разработал лично. Двигатель прикрывал бронекапот с распашными дверцами, обеспечивавшими доступ к радиатору. Над двигателем размещались водитель (слева) и командир (справа). Достаточно опасное размещение экипажа оправдывалось возможностью сократить при этом общую длину машины. В переднем бронелисте было прорезано два смотровых лючка для экипажа, которые можно было прикрыть откидной бронезаслонкой. В дверях также имелись смотровые лючки, но уже круглой формы. В крыше отделения управления сделали ещё один люк, который позволял вне боя наблюдать за местностью и дорогой.
В бортовых спонсонах в средней части корпуса разместили по одному пулемёту «Максим», имевшему угол горизонтального обстрела в 110 градусов. В кормовой части размещалась орудийная башня , имевшая цилиндрическую форму и скошенный лобовой лист. В ней разместили главное оружие машины – трёхдюймовую противоштурмовую пушку образца 1910 года. Доступ в башню организовывался через крышевой люк. В нижней кормовой части башня сообщалась с соседним пулемётным отделением, откуда в бою подавались снаряды и патроны к пулемёту, также установленному в башне. Боекомплект состоял из 44 выстрелов, осколочно-фугасных и картечи. 12 из них находилось в башне, а 32 в снарядном ящике пулемётного отделения. На пулемёты ставились патронные ленты на 250 патронов. Общее количество возимых лент – 20.
Двигатель 4-х цилиндровый карбюраторный с воздушным охлаждением имел мощность в30 л.с. Двигаясь вперёд, бронемашина развивала скорость до 18 км/час, а вот задняя скорость составляла всего 3 км/час. Для движения задним ходом водителю устанавливали специальный оптический прибор, работавший по принципу перископа. Экипаж бронеавтомобиля составлял 9 человек. При этом функции его членов могли меняться. В период с марта по октябрь 1915 года на Путиловском заводе выпустили тридцать пушечных бронеавтомобилей «Гарфорд-Путиловец».
По тем временам это была настолько грозная техника. Что каждому автомобилю присваивалось имя собственное: «Бессмертный», «Грозный», «Решительный» и т.п.
Боевое применение новой техники потребовало оснастить «Гарфорды» кормовым постом управления, так как водителю было архисложно вести тяжёлую и малоподвижную машину задним ходом. Что и было реализовано в 1916 году.
Недостаток нужного количества шасси, чрезмерный вес и низкие ходовые качества бронеавтомобиля заставили генерала Филатова Н.М. искать компромиссные технические решения. Под его руководством в сентябре 1915 года создаётся новая версия лёгкой штурмовой бронированной машины, также оснащённая трёхдюймовой пушкой, но смонтированной на … трёхколёсном шасси.
Конструктор полагал, что небольшой вес новой машины позволит ей более успешно передвигаться по бездорожью, а малые размеры затруднят противнику её обстрел. Дополнительным доводом для использования трёхколёсных шасси была их меньшая стоимость, что позволяло значительно быстрее и проще наладить их выпуск.
Ходовая часть новых машин создавалась из частей разбитых автомобилей, не подлежавших ремонту. Поворотным было переднее колесо, которое управлялось от штурвала водителя специальными металлическими тягами. Двигатели, как правило, бензиновые, имели мощность, не превышающую25 л.с.
Основным вооружением стала 3-х дюймовая горная пушка образца 1909 года. Баллистика данной пушки практически совпадала с той. Которая использовалась на «Гарфордах». Пушку также размещали в кормовой части машины, а боеприпасы вдоль бортов на специальных стеллажах. Экипаж – три человека. Для обеспечения устойчивости при ведении стрельбы машину снабдили опускающимся сошником, который в транспортном положении крепился под днищем. Из-за своих малых габаритов «трехколёски» не имели заднего поста управления.
В декабре 1915 первую подобную машину начали собирать в мастерских Офицерской стрелковой школы. В начале 1916, из-за нехватки пушек, изготавливаемые «трёхколёски» стали вооружать двумя станковыми пулемётами.
В апреле 1916 года комиссия ГАУ осмотрела готовые машины и признала их конструкции удачными, так как последние продемонстрировали достаточно высокую проходимость, подвижность, и устойчивость (как в движении, так и в ходе стрельбы). По сравнению с пулемётным, пушечный вариат получился явно перетяжелённым. Он имел массу2500 кг, вследствие чего показал существенно худшую проходимость. С учётом данного факта и нехватки орудий требуемого калибра в серию пошла пулемётная машина. Ижорскому заводу было поручено изготовить 20 таких машин.
Но фронт требовал пушечных машин. Поэтому практически сразу после завершения работ над «трёхколёсками» в той же Офицерской стрелковой школе был изготовлен четырёхколёсный автомобиль конструкции прапорщика Улятовского, концепция которого была предложена всё тем же генералом Филатовым. Шасси новой машины также было собрано из деталей разбитых в боях легковых автомобилей и, в первоначальном варианте, было вооружено только пулемётом, находившемся в кормовой части автомобиля. Причём для того, чтобы сократить высоту машины, пулемётчик размещался в лежачем положении. Позднее пулемёт заменили на короткую пушку образца 1913 года. Это повлекло за собой перегруз конструкции, масса которой перевалила за 3 тонны. Пушечный вариант машины забраковали.
Продолжение следует.
Поделитесь с друзьями: