Совсем недавно на одном из украинских сайтов я нашёл упоминание о проекте самоходной пушки большой мощности, о котором нигде ранее не читал. Речь идёт о разработке, которая была предложена Военному ведомству раньше танка Менделеева.
Основным средством тяги в 1 Мировую для артиллерии всех калибров была, как правило, конная тяга. И чем крупнее был калибр артиллерийской системы, тем менее подвижной она была. Для их перемещения оставались только ж/д платформы.
Двигатель внутреннего сгорания позволил, в первом приближении, решить указанную проблему. Во всех воюющих государствах начались активные проработки возможности изготовления самоходного орудия.
Одним из российских проектов стал проект подпоручика корпуса корабельных инженеров Константина Фёдоровича Дриженко, служившего в то время инженером-кораблестроителем на Адмиралтейском заводе. В начале 1916 года он предложил проект «самодвижущейся броневой башни». На гусеничное шасси предлагалось поставить гаубицу калибра203 мм(8”) марки «VI» образца 1916 года. Фактически мы имеем в данном случае в чистом виде проект тяжёлой САУ.
Как писал в сопроводительной записке сам изобретатель, его самодвижущаяся башня в поперечнике было очень похоже на трамвайный вагон и представляла собой стальную коробку с противопульным бронированием (10 мм). Возможность установки противоснарядного бронирования также рассматривалась. Однако, в связи с тем, что это существенно увеличивало массу боевой машины, от данного варианта Дриженко отказался.
В носовой части машины устанавливалась крепостная гаубица, имевшая ствол длиной 14 калибров. Конструкция обеспечивала наведение пушки по углу возвышения от –5 до +45 градусов, а по углу горизонтального обстрела – 10 градусов. В средней части корпуса размещался боезапас. Здесь находились зарядные и снарядные погреба, рассчитанные на 32 выстрела. Специальное зарядное устройство подавало их к гаубице из стеновых ниш, размещавшихся вдоль башни. А в кормовой – два бензиновых двигателя мощностью по180 л.с каждый. Для самообороны от атак пехоты и кавалерии неприятеля в башенке оригинальной конструкции, размещённой на крыше машины, устанавливалось два пулемёта «Максим».
До нашего времени сохранились подробно проработанные конструктором чертежи «фундамента и подкреплений корпуса» под установку гаубицы столь крупного калибра.
Встроенная пневмосистема боевой машины позволяла при помощи компрессора и блокированной подвески обеспечивать равномерное распределение нагрузки и давление гусеницы на опорную поверхность, независимо от рельефа местности (около 0,5 кг/кв.см). На каждую гусеницу работал свой двигатель, которые устанавливались в специальных бортовых нишах. Ширина гусеничной ленты составляла800 мм, длина каждого звена –300 мм.
По каждому борту устанавливались опорные катки имевшие диаметр в27 см, которые блокировались в пять тележек по каждому борту (4 катка на тележку). Ведущие колёса размещались сзади. Поворачивая штурвал водитель замедлял движение одной из гусениц. В связи с тем, что большая длина опорной поверхности последних (почти 6 м0 существенно затрудняла поворот машины, конструктор предложил оригинальное решение (которое спустя полвека было реализовано на одном из шведских танков, а именно – STRV-103), которое заключалось в автоматическом подъёме передних и задних тележек подвески.
В передней части корпуса размещалось два поста управления (водителя, слева от орудия, и командира – справа). Посты имели связь через переговорную трубу. Над этими рабочими местами были установлены бронеколпаки со щелями для наблюдения, которые могли закрываться заслонками при обстреле. В этом случае наблюдение велось через перископы. В кормовой части машины размещался пост механика, связь с которым также осуществлялась по переговорным трубам. Конструкция предусматривала два варианта запуска двигателей: ручной и электростартером.
Освещение боевого отсека осуществлялось от АКБ. Для работы стартеров устанавливался вспомогательный генератор.
Орудийная амбразура была закрыта бронещитом цилиндрической формы. Для совершения марша гаубица задвигалась в корпус почти на всю длину.
Для уничтожения противника, попавшего в «мёртвую зону» пулемётов в бортах были предусмотрены бойницы с заслонками, через которые можно было вести огонь из табельного оружия экипажа (карабинов и револьвера).
Для ведения огня «самодвижущаяся башня» была оборудована двумя передними и одним задним сошником, которые закреплялись на днище и при переходах поднимались.
Большая масса боевой машины не позволяла преодолевать водные преграды по большинству из имевшихся на то время мостов. Поэтому Дриженко К.Ф. спроектировал свою машину таким образом, что она могла преодолевать водные преграды с пологими берегами вплавь (расчеты по остойчивости и плавучести прилагались). Для этого задняя дверь башни и выходы валов изготавливались водонепроницаемыми, а непосредственно амбразура гаубицы герметизировалась специальной конструкцией из прорезиненной парусины. Машина могла также передвигаться по косогорам, имевшим уклоны до 25 градусов.
При габаритах: высота –3400 мм, ширина –3800 мм, длина –8100 мми массе в 46 тонн машина должна была двигаться со скоростью до 12 вёрст в час.
Экипаж «самодвижущейся башни» должен был состоять из 6 человек: командира, водителя, механика, наводчика, двух подающих.
Проект, в числе заслуживающих внимания, был направлен в Военную автомобильную школу. После его рассмотрения он был в июле 1917 года передан в ГАУ со списком предложений по доработке (трансмиссия, повышение надёжности пневматики, механизм управления…).
До наших дней сохранились материалы анализа указанного проекта. Специалисты ГВТУ провели углубленный сравнительный анализ машины Дриженко с реальными танками союзников и Германии. По результатам такового был сделан вывод о том, что танки в первую очередь должны непосредственно поддерживать пехоту в бою. Отсюда делался вывод о том, что огневой бой танк будет вести на расстояниях, не превышающих 3 вёрст. А на подобных дистанциях это только огонь прямой наводкой, поэтому бронированная самоходная гаубица интереса для армии не представляет. Тем более, что ни на одном из танков орудий калибра свыше3”(76 мм) не устанавливаются...
К сожалению, других рисунков или эскизов данной боевой машины я найти не смог. В статье приведены изображения основных танков воюющих сторон. Мы видим, что САУ Дриженко в целом выдержана в духе общих технических тенденций танкостроения того периода.
Поделитесь с друзьями: