Этой статьёй я начинаю цикл, посвящённый САУ – самоходным артиллерийским установкам. В обиходной речи их называют по-разному: самоходка, самоходная пушка и т.п.
САУ – это тип боевой машины, главные характеристики которой – орудие, установленное на самоходном шасси. По большому счёту в качестве САУ можно рассматривать практически все боевые машины, имеющие пушки. Но в узкопрофессиональном смысле мы относим к данной категории только гусеничные или колёсные боевые машины, вооружённые гаубицами или пушками, которые не являются бронеавтомобилями или танками.
Назначение САУ и их виды весьма разнообразны: небронированные или бронированные; имеющие колёсное, либо гусеничное шасси; вооружённые фиксировано закреплённым или установленным в башне орудием. Последние весьма напоминают танки, но имеют принципиальное отличие от последних по соотношению вооружение/броня и тактике применения.
САУ начали появляться в войсках одновременно с тяжёлыми пушечными БА (бронеавтомобилями) на заре века ХХ и развивались вместе с совершенствованием танков периода I мировой войны. Если взглянуть на последние с точки зрения современной классификации бронетехники, то многие из них мы бы сейчас отнесли к штурмовым орудиям (один из классов САУ), чем к собственно танкам. Это касается, например, французских «Шнейдеров» и «Сен-Шамонов».
Середина и конец прошлого века стали «золотой порой» самоходок, которые пережили период бурного развития, превратившись из «гадких утят» в полноправные образцы военной техники практически во всех промышленно развитых государствах мира.
Сегодня их роль воспринимается двояко. Одни говорят о закате «эры самоходок», другие пророчат им бурное развитие. Я склоняюсь ко второй точке зрения. И появляющиеся в настоящее время новые образцы САУ (например, САУ «Вена») – яркое тому подтверждение.
Давайте посмотрим, чем же отличаются САУ от танков.
Во-первых, они способны вести огонь по целям, расположенным на больших дальностях, чем те, которые способны достичь танковые пушки. Они воюют дистанционно, по возможности избегая прямого боестолкновения с противником. Поэтому по степени бронирования САУ уступают танкам и, зачастую, превосходят их по габаритам и массе (особенно по длине и высоте). Практически все самоходные пушки имеют противопульное бронирование и не оснащаются видами активной и динамической защиты. А вот вооружение САУ существенно превосходит танковое по своей мощности, даже при одинаковом калибре. Это влечёт за собой появление стволов большей массы и длины (САУ «Мста», например). Как правило они оснащаются более совершенными образцами прицельного и навигационного оборудования, имеют баллистические вычислители и иные дополнительные приборы и системы, повышающие действенность и эффективность их стрельбы.
Во-вторых, кардинально разнится тактика применения этих образцов военной техники. САУ ведёт огонь из засад, поражает цели с использованием разведывательной информации, получаемой извне (БПЛА, разведывательная авиация, спутники…).
Бурное развитие САУ привело к тому, что они по своим конструктивным особенностям и техническим возможностям стали использоваться для решения различных задач и, с учётом этого, стали классифицироваться следующим образом:
истребители танков (ИТ) – САУ указанного класса специально создавались для эффективной борьбы с бронетехникой вероятного противника. Как правило они имеют на вооружении длинноствольное орудие – полуавтомат среднего калибра, от 57 до100 мм, в конструкции которого применяется унитарное заряжание в целях повышения скорострельности. Ряд образцов САУ данного класса, относящихся к тяжёлым истребителям танков, имел и имеет на вооружении длинноствольные орудия более крупного калибра, от 120 до155 мм, которые имеют раздельное заряжание. Эти ИТ создавались для борьбы с тяжёлыми танками противника и его САУ аналогичного назначения. Использование подобных орудий для уничтожения оборонительных укреплений и пехоты неэффективно (вспомним поговорку «из пушки по воробьям»). Наибольшее развитие САУ данного класса получили в годы 2 мировой войны (примеры: советская СУ-100 и немецкая САУ «Ягдпантера»). На сегодняшний день САУ подобного типа практически не востребованы, так как появилось достаточно большое количество иных противотанковых средств (например, ПТУРС или боевые вертолёты), которые обладают существенно большей эффективностью.
штурмовые орудия – этот класс создавался для непосредственной огневой поддержки пехоты и танков. Данные САУ должны действовать непосредственно в боевых порядках войск, поэтому они имеют достаточно сильное бронирование. Для повышения эффективности ведения огня по укреплениям и пехоте их вооружают крупнокалиберными орудиями (от 105 до 203 мм), имеющими стволы разной длины (как длинноствольные, так и короткоствольные орудия). В отдельных случаях штурмовые орудия достаточно эффективно применялись против танков. Пика своего развития САУ данного класса достигли в годы 2 мировой войны в СССР и Германии. Типичные примеры: ИСУ-152, СУ-122 в СССР и Brummbar, StuH 42, StuG III в Германии. Сегодня задачи, возлагавшиеся на этот класс САУ, успешно решаются основными боевыми танками, получившими мощное вооружение. Поэтому штурмовые орудия практически отсутствуют на вооружении ведущих армий мира.
самоходные гаубицы – практически САУ данного класса можно охарактеризовать, как аналог классической артиллерии, буксируемой тягачами, только в самоходном варианте. Они предназначены для ведения огня с закрытых позиций. Калибр этих гаубиц колеблется в диапазоне от 75 до406 мм. Бронирование противопульное, так как его основная задача – защита расчетов от осколков при ведении противником контрбатарейного огня. Наиболее активно развивающийся в настоящее время класс. Новейшие системы наведения и позиционирования, устанавливаемые на данных САУ, и их достаточно высокая мобильность ставят их в один ряд с наиболее перспективными системами бронетехники сегодняшнего дня. Особенно если учесть, что самоходные гаубицы, начиная с калибра в152 мм, могут использовать для ведения огня тактические ядерные боеприпасы, что существенно повышает эффективность огня САУ. Примеры современных самоходных гаубиц: 2с19 «Мста-С» (152,4 мм) в ВС России и её натовский аналог, САУ «Палладин» (155 мм).
противотанковые САУ – полуоткрытые или полностью открытые машины, создаваемые на базе легкобронированного танкового шасси одной из устаревших, как правило, моделей, но с отлаженным производством последней. Эти САУ вооружаются орудиями малого или среднего калибра (от 37 до 128 мм) и имеют достаточно привлекательное соотношение эффективность/цена. Подобные самоходки производились в больших количествах, особенно в годы 2 мировой войны. Но они значительно проигрывали по всем основным характеристикам иным специализированным боевым машинам. Пример: наша СУ-76 и немецкая Marder II. В настоящее время не производятся.
ЗСУ (зенитные самоходные установки) - предназначены для борьбы со средневысотными и низколетящими воздушными целями (вертолёты, самолёты, БПЛА). Вооружаются автоматическими пушками малых калибров (от 20 до40 мм), либо крупнокалиберными пулемётами (от 12,7 до14,5 мм). Имеют сложные системы наведения, могут дополнительно иметь на вооружении ракеты класса «земля-воздух». Показали свою большую эффективность против пехоты противника при ведении боевых действий в населённых пунктах в годы 2 мировой войны, в горно-лесистой местности (Афганистан, Чечня) в настоящее время. Образцы данного класса САУ: пушечная ЗСУ-23-4 «Шилка», ракетно-пушечная 2К22М1 «Тунгуска М1».
суррогатные или эрзац-САУ- машины, создававшиеся на базе артиллерийских тягачей, тракторов или коммерческих грузовых автомобилей. Зачастую не имели бронирования вообще. Активнейшим образом производились в годы 2 мировой войны Германией и Италией для пополнения недостатка в полноценной бронетехнике (в конце войны) и в Советском Союзе (в её начале). Наиболее известными образцом САУ данного типа являлись советская ЗиС-30 (57 мм), смонтированная на шасси лёгкого артиллерийского тягача «Комсомолец» (Т-20).
В годы второй мировой войны ярко проявилась разница в подходах к созданию САУ различных классов. Если в СССР они были многофункциональны, успешно совмещая способности к выполнению различных задач (ИСУ-152, например), то САУ Германии были узкоспециализированными машинами. Зато многие из них признаны лучшими в мире в своих классах.