«Русский Рено» – миф или реальность?


Начать хочется со ссылки на ещё один документ, характеризующий отношение к перспективным образцам военной техники со стороны подавляющего большинства должностных лиц Российской Империи, которые отвечали за создание подобной техники и её поставку в войска.

28.09.16 один из русских военных агентов (сейчас их принято называть разведчиками) в Англии направил в адрес Генерального штаба телеграмму, в которой подробно изложил ТТХ новейшего британского изобретения – танков. Этот документ сохранился до сегодняшнего дня с резолюцией, наложенной генерал-лейтенантом Милеантом: «22,XI. Таких чудовищ мы делать не будем, так как у нас есть своё подобное». При этом господин генерал имел в виду «Царь-танк» Лебеденко. Комментарии излишни.

 

Пост механика-водителя во французском танке ШнайдерВозвращаемся к теме сегодняшней статьи. О «танке Рыбинского завода» наслышаны практически все, кто интересуется вопросом истории бронетехники. Что представляет собой этот проект: один из широко растиражированных мифов, подкреплённый авторитетом серьёзного исследователя данной темы, господина Мостовенко В.Д. или реально существовавшая разработка?

Однозначного ответа на этот вопрос лично я дать не могу, так как не нашёл никаких документальных подтверждений того, что подобный проект прорабатывался кем-либо в России, кроме ссылки на него в книге «Танки» вышеназванного автора, изданной в 1956 году. Более ранних упоминаний в архивах найти не удалось. Каких-либо документов, опровергающих или подтверждающих факт существования проекта – тоже.

Танк рыбинского завода ЭскизДавайте рассмотрим то, что есть. По версии господина Мостовенко в 1915(?!) году на одном из российских заводов в инициативном порядке был разработан проект танка, основные ТТХ которого выглядели следующим образом: двигатель мощностью в200 л.с., бронирование 10-12 мм, масса 20 тонн, вооружение состояло из пулемёта и пушки калибра4”(107 мм). Экипаж должен был состоять из четырёх человек. 10.08.16 он был представлен в ГВТУ, но одобрения не получил.

Параллельно этому проекту, якобы, был разработан облегчённый вариант «бронированного трактора большой мощности». Из характеристик этого проекта В.Д.Мостовенко приводит только три: скорость –12 км/ч, масса – 12 тонн, вооружение – пулемёт и3”(76 мм) пушка. В книге приведены даже разрезы машины, которые я воспроизвожу в этой статье.

На этом ВСЯ имеющаяся информация заканчивается. Далее следует две версии.

Танк Шнайдера 1916 годВерсия первая. Чертежи «танка Рыбинского завода» и весь этот проект родились… в одном из первоапрельских номеров газеты, выпускавшейся в академии бронетанковых войск.

Версия вторая, документально частично подтверждаемая. 10.08.16 (смотри выше) общество «Русский Рено» направило ГВТУ предложение, касавшееся производства на шасси гусеничных тракторов «бронированных тракторов большой мощности» общей конечной массой 12 тонн, которые планировалось вооружать75 ммпушками. Вместе с предложением на рассмотрение управления были предоставлены эскизные чертежи. На первый проект, в версии Мостовенко, это мало похоже.

Зато очень похоже на проект полковника Этьена, который был направлен им 01.12.15 на имя Главнокомандующего армией Франции. Француз предлагал строить свои «сухопутные броненосцы» на шасси трактора «Холт». Смотрим характеристики: вес – 12 тонн, экипаж – 4 чел, вооружение – пулемёт и пушка. Габариты; длина 4м, ширина –2,6 м, высота –1,6 м. Подав свой проект, Этьен не стал дожидаться официальной реакции на это предложение, а встретился в этом же месяце для обсуждения данного вопроса с Луи Рено, который являлся в то время владельцем успешно работающей автомобильной фирмы. Компания Рено была перегружена заказами оборонного ведомства, поэтому новое предложение явного интереса у Луи Рено не вызвало. Поэтому Этьену пришлось обращаться к основным конкурентам «Рено», на фирму Schneider.

«Рено» вернулся к танковой теме спустя полгода. Результат – Ft-17 также всем хорошо известен. Но почему не предположить, что Рено решил предварительно «обкатать» предложение Этьена на своём российском филиале.

Краткая справка. Общество «Русский Рено» началось с небольшого завода, который буквально перед самым началом войны был построен в Санкт-Петербурге и являлся филиалом «Рено». В 1915 было закончено строительство завода в Рыбинске. Новое общество формально считалось «частным заводом самоходов в России». На самом деле ни одного автомобиля эта организация не произвела. Петербургский завод срочно перепрофилировали под производство снарядов, а рыбинский стал выпускать двигатели для аэропланов. Но реальные возможности завода вполне позволяли вести на нём сборку принципиально новой боевой машины на гусеничном шасси. Возможно, что предложение общества было отклонено ГВТУ из-за того, что было подано слабо проработанным и без подробной пояснительной записки. А таких проектов в то время поступало в избытке.

Какая из этих версий ближе к истине – судить Вам.

 

Поделитесь с друзьями:

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

CAPTCHA image
*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>