(Танк Лебеденко, «Черепаха» Навроцкого)
В этой статье мы продолжим освещение темы создания самоходных артиллерийских систем для армии Российской империи.
И начнём мы с рассмотрения одиозного проекта, который, как это ни парадоксально, был за государственный счёт доведён до изготовления опытного экземпляра. Речь идёт о машине, имевшей большое количество названий. Это Танк Лебеденко.
Данный образец вооружения имел ещё несколько наименований: «Нетопырь», «Летучая мышь», «Царь-танк». Любопытно, что автору проекта, капитану Лебеденко Н.Н. удалось привлечь к работе над ним не только молодых талантливых инженеров (например А.А.Микулина и Б.С.Стечкина, ставших впоследствии выдающимися конструкторами советских авиационных двигателей), но и такого видного российского учёного, как Н.Е.Жуковский. Более того, ему удалось получить одобрение своей идеи со стороны императора Николая II и профинансировать работы за государственный счёт.
Своё бронированное устройство Николай Лебеденко создавал с размахом. По неподтверждённым (но и не опровергнутым) данным его боевая машина стала самой крупной из когда-либо изготовленных сухопутных боевых машин. Работы над ней велись в 1914-1915 годах.
Внешне машина представляла собой сильно увеличенный артиллерийский лафет. Впереди – два спицевых колеса диаметров около девяти метров, в задней части один каток диаметр которого составлял «всего»1,5 метра. Общая длина составляла17,8 метра. Боевая рубка крепилась в верхней части Т-образного корпуса и находилась на высоте около8 метровнад землёй. Ширина этого монстра составляла почти12 метров. На боках корпуса имелись спонсоны для размещения в них двух трёхдюймовых капонирных пушек. Кроме этого планировалось, что танк Лебеденко будет дополнительно вооружён 8-10 пулемётами. Фактический вес составил почти 60 тонн, против 40 по проекту. Экипаж данной боевой машины составлял 15 человек. Считалось, что машина сможет двигаться со скоростью 17 км/час.
Но недостатки конструкции сказались на первом же испытании. Пройдя несколько метров и сломав по пути деревья, попавшие под колёса, машина намертво увязла в грунте задним катком. Сдвинуть с места её так больше и не смогли. О других недостатках подобной конструкции, и её крайней уязвимости мы говорить не будем. Это и так понятно.
Здесь она и простояла до 1923 года, когда её благополучно разобрали на металлолом.
В завершение краткое пояснение вариантов наименований данного устройства. Название «Царь-танк» машина получила по аналогии с «Царь-колоколом», который ни разу не звонил, и «Царь-пушкой» - ни разу не стрелявшей, но являвшимися крупнейшими изделиями своего класса. «Летучей мышью» («Нетопырем») машину Лебеденко прозвали за то, что когда макет данной машины несли за заднее колесо, он, со стороны, очень напоминал летучую мышь, висящую вниз головой где-нибудь в тёмном месте.
Гигантомания при проектировании боевых машин в ходе первой мировой войны была присуща практически всем воюющим государствам. И в Германии, и во Франции и в Англии также рассматривались и прорабатывались проекты «Супероружия». Очень хорошо умонастроения того периода передают иллюстрации подобной техники, которые печатали газеты того периода. Я позволил себе привести некоторые из них в данной статье.
Говоря о боевых машинах подобного класса нельзя не остановиться на ещё одной российской разработке.
20.04.1917 Технический Комитет ГВТУ рассмотрел на своём заседании проект инженера-механика Навроцкого С.П., именуемый «Улучшенная черепаха». Сам конструктор называл свою конструкцию «Подвижная батарея». Её масштабы также впечатляют. Новая боевая машина должна была весить 192 тонны (!), и иметь высоту восемь с половиной метров. Предполагалось, что она будет иметь передний привод в виде катка имеющего сферическую форму (диаметр сферы6,5 м) и две задних ведущих полусферических опоры диаметром по2,5 м. Данная боевая машина, согласно проекту, должна была иметь сверхмощное вооружение. На задней площадке и внутри переднего катка конструктор планировал установить две203 мм гаубицы. Кроме них «Черепаха» имела на вооружении два152 мм орудия, восемь76,2 мм, четыре102 мм пушки и десять пулемётов. Экипаж составлял от 60 до 100 человек (!).
Навроцкий создавал свою «черепаху», абсолютно ничего не зная о работе Лебеденко. Поэтому сходство конструкций объясняется господствовавшим в то время взглядом на то, как именно должен выглядеть сверхтанк.
Чрезвычайно высокая масса конструкции, ходовая часть «лафетного типа», отсутствие технических возможностей для создания двигателей необходимой мощности, крайне низкая проходимость и скорость были указаны в решении комитета в качестве основных недостатков предлагаемой конструкции. В финансировании проекта автору было отказано.
Продолжение следует…
Поделитесь с друзьями: