Путь 1. Т-150.
В мае 1940 года (05.05.40) после многочисленных совещаний и заседаний на высшем уровне, на которых рассматривались итоги финской компании ЦК ВКП (б), совместно с СНК СССР, принимают секретное постановление. Согласно одному из его пунктов до конца 1940 года требовалось разработать новый тяжёлый танк КВ, в конструкции которого следовало устранить все недостатки, выявленные условиями реального боя в машинах КВ-1 и КВ-2.
Во исполнение данного постановления АБТУ уже в июле завершило разработку ТЗ и ТТХ новой машины и направило их в адрес СКБ-2 ЛКЗ, занимавшегося танками данной серии.
Новому проекту присвоили рабочее наименование «КВ-3».
Даже сегодня работы по указанному моменту изучены весьма фрагментарно. Отсутствие большей части архивных документов не позволяет однозначно понять, почему работы над КОНКРЕТНЫМ проектом, пошли в трёх (а согласно отдельным источникам, в четырёх) направлениях, весьма существенно отличавшихся друг от друга.
В рамках проекта «КВ-3» были созданы машины Т-150 (объект 222), Т-220 (объект 220) и собственно КВ-3 (объект 223). Информация по объекту 221 отсутствует полностью, за исключением того, что он должен был вооружаться 85мм пушкой.
В настоящей статье мы познакомимся с танком Т-150, первой версией новой машины, созданной в рамках данного проекта.
Объект 222 (он же Т-150) конструкторы создавали, идя по пути наименьшего сопротивления, во исполнение правительственного постановления от 17.06.40. Они просто взяли танк КВ-1, и провели его частичную модернизацию. Причём два первых опытных экземпляра завод изготовил в октябре 40 года, ещё не имея утверждённых ТТТ. В результате машина получила 90 мм броню, новую командирскую башенку. Одна из двух экспериментальных машин получила (возможно) удлинённый корпус. В результате чего ходовая часть увеличилась на один опорный каток по каждому борту. Имеется несколько фотографий данного танка.
КПП для танка разрабатывалась в двух вариантах. Основным считалась работа над планетарной КПП, резервным вариантом была работа над обычной КПП, которая рассыпалась стендовых испытаниях. Первую довести до ума также не успели, началась война. Поэтому на два опытных танка установили КПП конструкции Шамшурина, который создал её в инициативном порядке и вопреки прямому запрету главного конструктора Котина.
Второй проблемой, остро вставшей в период работы над проектом, стали разногласия первых лиц в вопросе вооружения нового танка. Конструктор артиллерийских систем Грабин предлагал вооружить танк орудием калибра 85мм, а Нарком обороны Тимошенко настаивал на 76мм зенитной пушке для варианта КВ-1, и 107мм – для КВ-2, соответственно. Аналогичное требование появилось и при рассмотрении проектов Т-150 и Т-220.
В связи с тем, что Т-150 потяжелел до 51 тонны, остро встал вопрос с двигателем для нового танка. Изначально планировалось, что будет устанавливаться дизель В-2КФ, имевший проектную мощность 850 л.с. Но двигатель был крайне сырым и потреблял большое количество топлива. Поэтому в качестве альтернативного варианта для установки на танки КВ-3 решили приспособить авиационный двигатель М-40 (120 л.с.). но, в конечном счёте, остановились на дизеле В-V мощностью 500 л.с.
Танк Т-150 имел классическую компоновку, практически ничем не отличавшуюся от прототипа (КВ-1). В перспективе планировалось перенести рабочее место командира в кормовую часть башни новой формы, макет которой был изготовлен из дерева в натуральную величину.
Танк вооружили длинноствольной пушкой Ф-32 (76 мм), с которой спарили пулемёт ДТ. Кроме этого один пулемёт установили в корме башни, второй – в лобовом листе корпуса в качестве курсового.
Опытные экземпляры проходили полигонные испытания в январе – феврале 1941 г. и с треском их провалили из-за крайне ненадёжно работавшей системы охлаждения и самого двигателя.
Поделитесь с друзьями: