Последние лёгкие танки СССР. От Т-40 к Т-70.

Часть II. Танк Т-50 (объект 126). Танк, который ждали.

           В середине тридцатых годов основным танком Красной Армии был Т-26. На момент его появления танк, безусловно, был одной из лучших машин непосредственной поддержки пехоты. Но прогресс не стоял на месте. Практически во всех армиях мира активно велись работы по созданию новых образцов противотанковой артиллерии и бронетанковой техники.

Наиболее дальновидные советские конструкторы информировали о реальном положении дел высшее руководство государства и РККА. Например, танк Рено З-35А.С.Гинзбург ещё в начале 1936 года в своей докладной записке, направленной в адрес начальника ГАБТУ РККА указывал на появление у вероятного противника танков, которые превосходили Т-26 по большинству параметров. В первую очередь он называл танки французского (  «Рено» R-35 и «Форж-э-Шантье» FCM 36) и чехословацкого («Шкода»Š-IIa) производства. Уже в то время при их производстве использовались новаторские решения. Например: оригинальные подвески, обладающие повышенными эксплуатационными характеристиками или литьё и сварка толстых броневых деталей. Но заместитель НКО СССР по вооружению М.Н.Тухачевский отверг этот доклад.

танк FCM36И лишь после его ареста и расстрела, когда произошли серьёзные кадровые перестановки в руководящем составе оборонной промышленности и армии, наличие данной проблемы признали все. (Очевидно всё в этом мире повторяется на более высоком витке развития. Правда последствия подобной недальновидности становятся неизмеримо более тяжкими). Практически на начало 1938 года Т-26 сохранил преимущество только по одному параметру – вооружению. В подвижности и бронировании он уже безнадёжно отставал. Но и этого он мог лишиться к концу 1939 началу 1940 годов.

танк Шкода S-IIНесмотря на то, что масштабы проблемы осознавали практически все первые лица государства и армии, кардинально решать их не стали. Возобладало мнение, что танк Т-26 способен пройти серьёзную модернизацию и в новом качестве будет в состоянии на равных противостоять танкам стран вероятного противника. КБ завода № 185 получило разрешение (не заказ, а именно РАЗРЕШЕНИЕ!) на изготовление опытного танка с улучшенными характеристиками. В апреле 1938 Т-111 вышел на полигонные испытания. В целом машина показала удовлетворительные результаты, но по массе это был уже средний танк. Первая попытка не удалась.

танк Т-3Используя полученный при создании Т-111 опыт и приняв за основу шасси чехословацкой машины Š-IIa (в этот период рассматривался вопрос о его приобретении),  КБ в 1939 году предоставило вариант Т-26М. Параллельно с этой машиной (уже по заказу ГАБТУ) завод № 185 вёл работы по танку Т-26-5, который позиционировался как капитальная модернизация танка Т-26. Для этого танка, кроме шкодовской подвески, планировалось поставить форсированный двигатель мощностью 130 л.с. и цементированную броню толщиной 20 мм. К 1940 году прототип (за исключением двигателя) был готов к проведению испытаний.

объект 111Однако советско-финская война чётко обозначила требование существенного усиления броневой защиты танков. Поэтому ТЗ корректируется. Толщина брони должна быть доведена до 40 мм. Параллельно ГАБТУ выдаёт задание ОКБ-2 174-го завода Главспецмаша разработать проект принципиально нового танка с торсионной подвеской, 40 мм бронёй и дизельным двигателем. Машина должна была вооружаться пулемётами ДС.

объект 126-1Именно это задание является точкой отсчёта работ по созданию Т-50. Заводы объединили, а проектам присвоили новые наименования. Т-26-5 стал объектом 126-1, а проект танка, создаваемого Главспецмашем, объект 126-2.

Объект 126-1 в 1940 вышел на государственные испытания, но на вооружение принят не был. Для него так и не удалось создать двигатель требуемых габаритов и мощности. Стало окончательно понятно ВСЕМ, что дальнейшая модернизация Т-26 практически невозможна. И все усилия сосредоточили на втором проекте.

Но и его в металле не изготовили. Так как заказчик требовал максимальной унификации узлов нового танка сопровождения пехоты с танков А-32, во-первых, и сохранении танка по массе в категории лёгких, во-вторых.

танк Т-26-5 на полигонеТребования к новой машине вновь кардинально пересмотрели (приказ НКО от 29.04.40). Согласно им «…объект 126 (танк сопровождения пехоты) должен…обладать массой до 13 тонн… вооружаться пушкой калибра 45 мм и 2 пулемётами ДТ (курсовой и спаренный)…бронёй, имеющей толщину не менее 45 мм… танк должен оснащаться дизельным двигателем В-3.» Экипаж танка 4 человека. 06.08.40 на испытания вышли два варианта танка Т-126-2. Один -  17- тонный с бронёй толщиной 45 мм. Второй – 18,3 тонны с толщиной брони в 55 мм. Танки получились очень тесными, так как конструкторы были поставлены в жёсткие рамки фиксированными массовыми характеристиками, с одной стороны, и «конструкторским гением» маршала Ворошилова, который запретил использовать при разработке танка любую иную схему, кроме классической.

танк А-32Военно-политическая обстановка в мире, сложившаяся на сентябрь 1940 года, в частности, анализ итогов быстротечной компании немецкой армии во Франции, подвигли высшее командование РККА и руководство СССР сделать ставку на мотомеханизированные соединения. Началось формирование тридцати корпусов. Но комплектовать их было нечем. Танков катастрофически не хватало. А то, что было, нуждалось в срочной замене, так как было сильно изношено и разукомплектовано. Результаты, полученные в ходе изучения немецкого танка Т-III (PzKpfw) явились дополнительным стимулом к пониманию необходимости создания для Красной армии аналогичного «единого танка», не уступающего в подвижности танку БТ и имеющему гарантированную защиту от снаряда 37 мм противотанковой пушки на любых дистанциях.

объект 135Из имевшихся на тот момент отработанных образцов на эту роль претендовало сразу два танка: харьковский Т-34 и ленинградский Т-126 (СП). Обе машины были отвергнуты из-за их чрезмерно высокой стоимости (Ничего не напоминает?). ГАБТУ выдвинуло требование: снизить цену до приемлемой за счёт снижения массы до 14 тонн. Добиться этого можно было только снижением толщины брони. По решению ГАБТУ вновь создаваемый танк должен был заменить не только Т-26, но и БТ.

танк Т-50За право выпуска новой машины соревновались сразу три организации: Кировский завод, завод им Ворошилова и Военная академия механизации и моторизации им И.В.Сталина. Последняя сошла с дистанции, так как предлагаемый ими вариант был практически полной компиляцией немецкого Т-III и для него необходимо было кардинально переделывать двигатель. Два других проекта успешно защитили и на них было получено разрешение на создание опытных экземпляров. Завод № 174 представил на сравнительные испытания свою разработку3- объект 135, а СКБ-2 – похожую машину с новой системой охлаждения дизеля и обещанием отладить для неё производство цельнолитых бронекорпусов. Испытания проходили в феврале-марте 1941 года. При достаточно близких ТТХ победил проект 174 завода, так как технология его производство было гораздо более адаптировано к серийному. Именно этот танк под индексом Т-50 и был принят на вооружение.

Поделитесь с друзьями:

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

CAPTCHA image
*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>