Работы по созданию САУ в период НЭПа и первой пятилетки
В 1918-1919 годах для изучения состояния техники, доставшейся Красной Армии в ходе Гражданской войны, создаётся специальная комиссия «особых артиллерийских опытов». По сложившейся в то время традиции, она получила сокращённое наименование КОСАРТОП. Результатом работы данной комиссии стал вывод о том, что практически ни один из имеющихся в армии «боевых самоходов», за исключением зенитных пушек, смонтированных в кузовах грузовиков (смотри раздел о СЗУ), современным и пригодным к дальнейшему использованию, хотя бы в качестве учебной машины, признан быть не может.
Вывод, который был сделан из этого в конце 1920 года, гласил: в РСФСР целесообразно продолжить опытные работы, начатые в царской России, по созданию новых образцов вооружённых пушками самоходных установок. Во исполнение указанного решения в 1919-1920 и в 1922 годах проводятся общероссийские конкурсы по созданию новых проектов боевых машин. По итогам последнего конкурса лучшим был признан проект Ижорского завода, представленный под девизом «Теплоход АМ». Это была плавающая бронированная машина с 76 мм пушкой, имевшая массу 10 тонн.
Первое КБ для самоходчиков
К рекомендациям комиссии прислушались. И в 1922 году в Петрограде создаётся первое КБ самоходной и механизированной артиллерии, базой которого становится завод «Красный Арсенал». Правда первоначальная деятельность этого КБ сводилась, в основном, к решению вопроса самовыживания. Однако его сотрудники смогли начать даже в этих непростых условиях эскизное проектирование нескольких вариантов новых машин.
Первой работой нового КБ, которое возглавил Ф.Ф.Лендер, стал проект самоходной бронированной машины АР (артиллерийской разведки), созданный на тракторном шасси. Новая машина должна была иметь массу около 5 тонн. Планировалось вооружить её 76 мм «короткой» пушкой образца 1913 года, которая монтировалась на тумбе. Но главным для новой машины конструкторы считали не пушку, а установленные на ней разнообразные системы связи (радио, оптической и проводной) и четыре поста наблюдения. Проект получил положительный отзыв, выявленные недостатки были успешно устранены. Однако, по непонятным для меня причинам (никаких материалов не нашёл) работы были свёрнуты.
В 1924 году возглавивший Высшую стрелковую школу комсостава РККА Н.М.Филатов, ссылаясь на опыт, полученный в ходе войны, предложил Артиллерийскому комитету создать несколько батарей самоходной артиллерии, вооружив их грузовыми автомобилями в кузовах которых будут размещены 76,2 мм пушки образцов 1910 (противоштурмовые) или 1913 (короткие). Но своих автомобильных заводов государство на тот момент не имело. Поэтому предложение одобрили, но не реализовали.
Появление «КОМЕТА». Первые проекты
РВС 11.07.25 распорядился сформировать Комиссию по механизации и тракторизации армии («КОМЕТА»). В состав нового органа включили сектор механизации КБ ОАТ (Орудийно-Арсенального треста), а также конструкторские отделы ряда заводов: «Красный Путиловец», «Большевик», завода «Мастяжар» (Мастерские по тяжёлой артиллерии), завода № 8.
Вопрос создания материальной части для подвижных артиллерийских батарей, вооружённых 76,2 мм орудиями в рамках общего плана моторизации РККА неоднократно рассматривался «КОМЕТА» в 1925-1926 годах. Одним из наиболее заметных проектов этого периода является проект конструктора Н.М.Филатова. Основным его отличием от прочих являлась продуманность и простота реализации. Согласно данному предложению 76,2 мм пушка монтировалась на тумбе в кузове грузового автомобиля. Дно грузовика предварительно усиливалось за счёт стального рифлёного листа. Пушки в 1927 начал выпускать «Красный Путиловец».
Филатов считал, что такая батарея может использоваться для огневой поддержки с места атаки танкеток или малых танков. Размещаемая во второй линии самоходная пушка требовала, по мнению изобретателя, только противоосколочного щита для защиты расчёта, частичного бронирования кабины и откидной бронещит для радиатора. В качестве шасси для САУ предлагалось использовать отечественные автомобили АМО, выпуск которых планировалось начать в 1927 году. Но этого не произошло, поэтому работы по созданию данной САУ приостановили.
Ещё одним любопытным проектом являлся проект завода «Мастяжарт» от 1925 года. Там на шасси трактора «Даймлер» установили улучшенную зенитную пушку образца 1914/15 годов (76,2 мм). Проект дошёл до стадии начала изготовления опытного образца. Но работы также были свёрнуты.
«Красный Арсенал» в 1926 году получил для завершения проработки эскизный проект, разработанный инженером КОСАРТОПа Каратаевым Н.В. Автор назвал своё детище самоходным орудием поддержки. Под руководством инженера Андрыхевича Б.А. КБ завода завершило работу по проектированию, результатом которой стал изготовленный в 1927 году опытный образец с названием «Арсеналец». Изготовленная машина получилась достаточно оригинальной. На малоразмерном гусеничном шасси, приводимом в движение карбюраторным двигателем в 12 л.с., монтировалась батальонная пушка конструкции Ф.Ф.Лендера (45 мм) или А.Соколова (60 мм). Шасси развивало скорость 3-5 км/час и управлялось идущим за САУ человеком с помощью специальных тяг. Боекомплект самоходной пушки составлял 50/32 выстрела (в зависимости от калибра пушки).
Испытания образца выявили значительные недостатки конструкции, которые заводское КБ не смогло устранить за год, выделенный для этого. Поэтому в 1929 году работы по данной конструкции прекратились.
Наводим порядок
Все вышеназванные работы проводились бессистемно, и, как правило, по инициативе заводских КБ. Только после выхода в 1927 году постановления ГАУ «О механизации артиллерии» все эти работы стали упорядочиваться и вестись систематически. Согласно указанному документу планировалось создать за три года для нужд РККА полк САУ, вооружённых 76,2 мм пушкой образца 1902 года. В качестве шасси рассматривался грузовой автомобиль. Главной задачей, для решения которой создавалась эта техника, должна была стать артиллерийская поддержка танковых войск при прорывах сильно укреплённых полос обороны. Но до 1929 года постановление так и не смогли выполнить.
К 1929 году на вооружении Красной Армии уже поступали выпускаемые серийно «полковые» танки Т-18, уже опробованные в ходе крупномасштабных маневров под Бобруйском. В июле этого года состоялось знаменитое «танковое» заседание РВС, на котором была утверждена «Система танко-тракторно- автоброневооружения РККА». Выполнение указанного документа требовало проведения серьёзной корректировки, в том числе, и работ по созданию систем артиллерийских вооружений. Начавшаяся к тому времени индустриализация, сопровождавшаяся бурным развитием танковой и автотракторной промышленности в нашей стране, позволила советским конструкторам САУ использовать в качестве шасси для новых машин отечественные автомобили, первые танки и тракторы.
Поделитесь с друзьями: