От танкетки к полноценному танку. Шаг первый – малые танки.

Эксплуатация танкетки Т-27 убедительно показала, что оружие для его максимально эффективного применения необходимо размещать в башне, имеющей круговое вращение. И крайне желательно, чтобы боевая машина, предназначенная для ведения разведки, могла вплавь преодолевать водные преграды.

В Советском Союзе работы над созданием малого танка начались в конце 1930 года. Работы велись параллельно над несколькими машинами. Это были модели Т-33, Т-37 и Т-41.

малый танк Т-33В первой статье речь пойдёт о Т-33. Танк в процессе создания получил условное наименование «Селезень». Также, как и в случае с созданием танкетки Т-27 на базе британского аналога, танкетки Mk.VI, побудительным толчком к началу работ послужило появление у англичан принципиально новой для того времени боевой машины – лёгкого плавающего танка. Указанную машину изготовила фирма Vickers на шасси гусеничного армейского тягача VCL.

Советские инженеры имели в своём распоряжении только несколько фотографий и общие ТТХ нового «виккерса». Отсутствие должного опыта по созданию танков подобного типа привело к тому, что конструкторы из ОКМО, которым УММ РККА поручило создание танка, решили просто изготовить аналог английского танка. Разработки возглавил Семён Александрович Гинзбург. Работы были начаты в 1931 году.

британский амфибийный танк VCLОт английского аналога решено было взять конструкцию корпуса, компоновку боевого отделения и бортовые поплавки. Собственно шасси было полностью идентично тому, которое использовалось в конструкции тягача VCL. Два образца указанных машин были закуплены в Британии в 1930 году. На каждый борт устанавливалось по 4 опорных катка, которые были сблокированы попарно в две тележки, и одно (переднее) ведущее колесо. Роль направляющего колеса выполнял задний каток. Корпус собирался методом клёпки броневых листов, имевших толщину от 4 до 9 мм. Своей угловатой формой он напоминал корпус британского танка A11E1.

опытный образец танка Т-33Машина имела внутренний объём, недостаточный для обеспечения плавучести. Чтобы устранить указанный недостаток на неё крепились поплавки из дерева и пробкового наполнителя, которые обивались жестью. Таким образом удалось добиться того, чтобы Т-33 держался на плаву. Однако никакого дополнительного груза он перевозить не мог.

Двигатель, мощностью в 63 л.с. (АМО-3), вместе с радиатором монтировались вдоль правого борта. Вдоль левого располагался экипаж из 2 человек. В передней части монтировалась трансмиссия, КПП и бортовые фрикционы.

Подбашенную коробку немного удлинили для большего удобства механику-водителю. В башне, имевшей цилиндрическую форму, был установлен пулемёт ДТ (танковый) калибра 7.62 мм. Башня имела круговое вращение на 360 градусов и разворачивалась вручную.

Для перемещения по воде в кормовой части танка разместили руль направления и трёхлопастной винт.

малый танк Т-33 на ходовых испытанияхК концу марта 1932 года опытный экземпляр танка был готов. Доводку опытного образца проводили уже в Ленинграде на заводе «Большевик» под руководством М.П.Зигеля. Предварительные ходовые испытания показали, что Т-33 по своим характеристикам почти не уступает «виккерсу». Танк развил скорость по шоссе в 42 км/час, на воде – 4 км/час.

В апреле 1932 «Селезень» был показан высшему командному составу РККА. Присутствующих сильно впечатлило преодоление танком Невы, ещё полностью не освободившейся ото льда. По мнению Тухачевского, находившегося на испытаниях в ранге замнаркома, танк испытания выдержал. Однако решение о начале серийного производства так и не приняли.

танк Т-33 в музее КубинкаДля этого было несколько причин. Во-первых, планировалось, что Т-27 в ближайшее время начнут заменять новыми разведывательными машинами, которые должны иметь более высокие ТТХ. А Т-33 имел всего два преимущества: способность перемещаться по воде и вести круговой обстрел. Во-вторых, крайне ограниченное внутреннее пространство исключало возможность усиления вооружения Т-33. Ни второго пулемёта, ни, тем более. Танковой пушки установить в эту машину без кардинального пересмотра её проекта было невозможно. В-третьих, по подвижности Т-33 ни в чём не превосходил Т-27. В-четвёртых, результаты испытаний прототипа. Восемь танков VCL были закуплены СССР в феврале 1932 года и в ноябре прибыли и проходили параллельные испытания.

Оценив показанные «виккерсом» и Т-33 результаты УММ РККА приняло решение о необходимости создания более совершенной машины для принятия на вооружение. Все дальнейшие работы над «Селезнем» были свёрнуты, а закупленные VCL направили в учебные подразделения.

Поделитесь с друзьями:

Комментарии:

  1. Вы знаете, хочу Вам ответить на коммертарий, который Вы мне написали. Действительно, я с Вами полностью согласен. Трудно изжить из себя перфекционизм. Но придется, иначе буду всю жизнь догонять. Да и по опыту скажу, успехов в жизни достигал в новых областях.

  2. У Вас очень интересная тематика!

  3. Когда я был маленьким я был записан во все кружки: начало в судомодельный, потом в авиамодельный. В школе делал радиоуправляемый луноход. А вот моделями танков не занимался. Наверное стоит тряхнуть стариной и посещая ваш сайт собрать таки какую-нибудь модель.
    Спасибо, это очень интересно.

    • admin :

      Ефим. Готов выложить чертежи интересующей вас модели. Если в моём архиве их не будут, то попрошу помочь коллег. Заходите. Заказывайте.

  4. Моё знакомство с танками, равно как и всех жителей Дмитрова начиналось с легендарной Т-34-ки, стоящей в центре города. Мы мальчишками излазили её всю. Ходили слухи, что особо продвинутые даже попадали внутрь, казалось наглухо заваренной бронемашины. Теперь танк стоит у западного въезда в город и к нему приезжают свадебные кортежи.

    • admin :

      Дмитрий. А знаете ли вы, что уже в 1932 году в РККА уже был танк Т-34? О машинах-тёзках я расскажу в одной из ближайших статей. Надеюсь, что этот материал будет новым для многих читателей. С уважением.

  5. Вы взяли такую оригинальную тематику сайта. Я еще даже не сталкивалась с подобным направлением. Удачи Вам во всех начинаниях! А монетизация сайта придет по мере продвижения вперед

  6. Спасибо! Все так интересно подробно описано: очень понравилось!

  7. Даже не верится что от таких танкеток – пошли современные махины.

  8. Очень интересно узнавать из материалов Вашего замечательного сайта об истории военной техники.
    Спасибо Вам, Владимир! Успехов и новых друзей!

  9. Браво, необычная тематика

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

CAPTCHA image
*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>