Параллельно с танком Т-33 были начаты работы ещё над двумя машинами, получившими условное наименование Т-41 и Т-37. В этой статье речь пойдёт о Т-41, разработка которого велась с 1932 года на заводе № 37 под руководством Н.Н.Козырева. Первоначально было изготовлено два экспериментальных образца различных модификаций.
Первый танк получил собранный из бронелистов, имевших толщину от 4 до 9 мм, при помощи стальных уголков клёпано-сварной корпус. Герметичность стыков обеспечивалась резиновыми прокладками. Главной задачей было создать конструкцию, имеющую максимальную плавучесть. Первый экземпляр получился достаточно устойчивым на плаву, даже при том, что в его конструкции не было предусмотрено бортовых поплавков, но чрезмерно высоким. В отличии от своего предшественника, танка Т-33, на Т-41 двигатель установили в кормовой части (Форд –АА, мощность 40 л.с.) со сдвигом вправо. Слева установили бензобак. Трансмиссию, с незначительными доработками, установили от грузового автомобиля Форд, который выпускался в СССР по лицензии.
Установленный на нём гребной винт не имел реверса, рули были установлены по бокам. Данная конструкция движителя привела к плохой управляемости на плаву. Кроме этого привод винта был выполнен таким образом, что для его остановки требовалось остановить танк и заглушить двигатель.
Вооружение Т-41 было стандартным для малых танков – пулемёт ДТ калибра 7.62 мм, который устанавливался на шариковом прогоне в башне, конструктивно смещённой в правую сторону. В лобовом башенном листе установили вращающийся полукруглый щиток, который предоставил возможность без поворота башни вести огонь +/- 33 градуса по фронту и + 24 – по вертикали. Сама установка пулемёта на хомуте была крайне неудобна для танкиста.
Ходовая часть, существенно превосходя ту, которую имел Т-33, сохранила сильное влияние британской конструкции. На один борт: четыре опорных катка (последний с функциями направляющего колеса), переднее колесо – ведущее и два поддерживающих ролика. Гусеница – практически полностью была аналогична той, которая устанавливалась на Т-27, то есть мелкозвенчатая и узкая (200 мм). По стравне5нию с Т-33 полная масса возрасла на 450 кг и составила 3500 кг. В данном виде первый экземпляр с лета 1932 года проходил сначала заводские, а со 02.08.32 по 29.09.32 – войсковые испытания. Но получил негативную оценку из-за большого количества выявленных и неустранимых без внесения конструктивных изменений недостатков. Чрезмерная высота, крайне низкая проходимость, а по скоростным характеристикам Т-41 уступал даже Т-33.
На решение приёмной комиссии повлияло и то, что примерно в это же время гораздо более успешно завершились испытания другой предлагаемой модели – танка Т-37. Полностью отказываться от Т-41 не стали и предоставили заводу возможность провести его доработку для того, чтобы рассматривать Т-41 в качестве возможной альтернативы Т-37.
При изготовлении второго экземпляра вскрытые недостатки были частично устранены. В октябре 1932 доработанный вариант вышел на заводские испытания. Перепроектированный корпус потерял в высоте 140 мм, очертания передней и задней частей танка унифицировали с Т-37А. Двигатель поменяли на отечественный (ГАЗ – АА). В ходовой части также провели определённые доработки, наиболее явной из которых стал демонтаж одного из поддерживающих роликов. Сократили боекомплект для пулемёта. Поменяли привод движителя, форму и конструкцию винта и киль. Кроме роста, новый вариант «похудел» до 2950 кг.
Но полученные в новой модификации преимущества, с наложением новых конструктивных недостатков (например: неправильно рассчитанный центр тяжести и неудачная форма самого корпуса танка привели к тому, что при движении по воде корма поднималась, а носовая часть зарывалась в воду) не принесли ожидаемого существенного повышения ТТХ.
Однако, в силу объективных причин (танки нужны «здесь и сейчас», а серийный выпуск Т-37А сильно затягивался) УММ РККА отдало вынужденное распоряжение о мелкосерийном производстве Т-41, получившего в добавление к индексу слово «серийный». В 1 квартале 1933 завод № 37 поставил в войска первую партию из 12 машин. И больше вопрос о производстве данной модели не поднимался.
Выпущенные танки поступили в учебные части. В отношении Т-41сложилась редчайшая ситуация, когда по архивным документам можно проследить судьбу практически всего выпуска. 5 машин служили в пятом механизированном корпусе Московского ВО (на 01.01.38). 1 – в 97 стрелковой дивизии Киевского ВО, 1 - в Приволжском ВО и 4 - на консервации на заводе № 37.
На 02.03.38 на складах военных округов в нерабочем состоянии находилось 8 Т-41 (данные АБТУ РККА). Было принято решение 2 отправить на полигон НИАБТ (под экспонаты и наглядные пособия). 6 – на переплавку. Однако в октябре 1938, в связи с негласным решением об укреплении западных границ СССР, в распоряжение БОВО и ЛВО для создания БОТов (бронированных огневых точек) на территориях укрепрайонов начали передавать большое количество танков старых образцов. Приказом АБТУ от 09.10.38 № 290183 в распоряжение БОВО среди прочей техники были переданы 6 танков Т-41. Об участии Т-41 в боевых действиях никакой подтверждённой информации я не нашёл. На 01.06.45 в относительно рабочем состоянии находился только 1 танк Т-41, приписанный к частям ВДВ МВО. На нём отрабатывали технику переброски танков по воздуху. На сегодняшний день ни об одном оригинальном танке Т-41 информации нет.
Поделитесь с друзьями: