Автором проектов танков типа БТ-ИС был изобретатель-самоучка, служивший в четвёртом танковом полку УВО, Цыганов Н.Ф. Ему удалось в танках БТ-ИС добиться устранения достаточно большого числа недостатков, изначально присущих колёсно-гусеничным движителям танков серии БТ, и, фактически без снижения ходовых параметров танка, усилить его бронирование, которое составило у танков данного проекта 26 мм.
Всё началось с того, что летом 34 года он в инициативном порядке разработал автоматическую универсальную сцепку, подходившую для танков как серии БТ, так и для Т-26 и танкеток Т-27. работу оценили и лично К.Е.Ворошилов вручил конструктору золотые часы и произвёл в командиры взвода из младших командиров.
Нарком обороны, выступая перед л/с 4-го танкового полка, приказал создать новый комбинированный движитель для серийных танков БТ. Во исполнение данного приказа И.Э.Якир, исполнявший в то время обязанности командующего УВО, поручил работу специально созданной для этого группе инженеров, которую возглавил Н.Ф.Цыганов.
Рис.145 Танк БТ-2-ИС обр. 1935 года. Испытания на колёсном ходу.
Конструкторский коллектив работал в крайне напряжённом темпе и уже к апрелю 35 года завершил разработку проектно-конструкторской документации нового танка и изготовил в масштабе 1:5 его модель. Новый танк представлял собой БТ, получивший новый движитель. Теперь танк имел 3-и пары колёс ведущих (4,3.2) и три пары управляемых колёс (1,2 и 4), что положительно сказалось на улучшении его ходовых качеств.
О завершении работ доложили Ворошилову и лично Сталину. В поданном рапорте было, в частности, указано, что буквы ИС, добавленные к индексу БТ, обозначают Иосиф Сталин.
Рис. 146 Деревянный макет танка БТ-5-ИС с гусенично-катковым движителем.
Параллельно с работами по разработке нового комбинированного (колёсно-гусеничного) движителя для нового танка БТ-ИС данная конструкторская группа спроектировала для данного танка принципиально новый тип движителя, лыжно-катковый. Весь комплект документации так же был в полном объёме отработан и макет в масштабе 1:5 изготовлен. Этот движитель представлял собой соединённую шарнирной цепью Галя между собой серию катков. была предусмотрена возможность надевать на данные катки обрезиненные гусеницы.
Рис. 147 БТ-5ИС на испытаниях. На левой полке хорошо видна запасная гусеница.
Танк опирался на данные катки лыжами специальной конструкции. для максимальной гибкости последние выполнялись из отдельных шарнирно соединённых звеньев. Такая конструкция позволяла танку БТ практически вдвое по сравнению с серийными машинами увеличить скорость движения, как по шоссе, так и на пересечённой местности.
При этом двигатель оставили тот же, М-5. 105 км/час при движении на гусеницах! Именно с такой скоростью, согласно расчётам, должен был двигаться БТ-ИС. Новая машина обладала прекрасной маневренностью и бесшумностью и высокой плавностью хода, а также демонстрировала крайне низкое удельное давление на грунт. Всё это позволило обеспечить новой машине проходимость более высокую, чем у колёсных, колёсно-гусеничных и гусеничных танков.
Оба вышеупомянутых изобретения при минимальных затратах можно было использовать на всех серийных танках, находящихся в войсках, и, те6м более, на стадии их изготовления.
Однако чужие проблемы никому не были нужны. И если колёсно-гусеничный вариант опытного БТ-ИС из харьковского завода № 48 (танкоремонтного) буквально «выбили», пусть и в единственном экземпляре, то второму проекту повезло гораздо меньше. Завод № 185 (Ленинградский Опытный) изготавливать катковую гусеницу для нового танка БТ-ИС отказался. Поэтому в металле данный проект так и не реализовали.
БТ-2-ИС
Рис.148 Танк БТ-2-ИС. Вид сбоку. 1935 год
Первый опытный БТ-2-ИС вышел на испытания в июне 1935 года. Машина получила приводы новой конструкции, дополнительные топливные баки и видоизменённый корпус.
Угол преодолеваемого подъёма увеличился до 25 градусов. Радиус поворота на колёсном ходу сократился до 5 – 6 м. Испытания проводились до осени 35 года.
Рис. 149 Основные проекции танка БТ-2-ИС
По результатам испытаний Нарком обороны принял решение о производстве партии из 10 танков БТ-ИС на базе машины БТ-5.
БТ-5-ИС
Цыганов Н.Ф., стремясь добиться ещё более высоких боевых характеристик танка, в 1936 году начинает конструкторские проработки уже по танку БТ-5-ИС. Основными задачами данного этапа работ он определяет, в первую очередь, увеличение проходимости новой машины, запаса хода, а также обеспечение новому танку технических возможностей для продолжения движения с использованием одной гусеницы.
Основной отличительной особенностью проекта является наличие 3 пар ведущих катков опорных. Оно позволило использовать в качестве веса сцепного более ¾ общей массы танка. Осуществление перехода с гусеничного движителя на колёсный проходило всего за 13 – 15 минут и не требовало от экипажа остановки танка и выхода из машины, что являлось колоссальным преимуществом новой машины в боевой обстановке.
Специально установленный синхронизатор позволял уравнять скорость движения на гусеницах и на колёсах. При включённом колёсном ходе танк мог двигаться на гусеницах на любых передачах. На месте танк мог поворачиваться как на гусеницах, так и на колёсах. Однако, в последнем случае, резиновые бандажи опорных колёс испытывали чрезмерное перенапряжение.
Рис.150 БТ-5-ИС обр. 1936 г.
Корпус и ходовая часть серийного БТ-5 также подверглись частичным изменениям. Появился ряд новых механизмов, разработанных специально для движения на колёсах. Была переработана топливная система. Конструкция подвески также претерпела некоторые изменения.
Рис.151 БТ-5-ИС обр. 1936 г.
БТ-5-ИС сохранил вооружение серийного БТ-5, за исключением уменьшения возимого боекомплекта для пулемётов. ТПУ и радиостанции на танке не было предусмотрено.
Увеличенная до 650 л ёмкость баков для топлива позволила добиться повышения запаса хода до 300/500 км при движении соответственно на гусеницах и колёсах. Скорость нового танка возросла до 80 км/час.
Но и этот проект представители завода № 48 всячески саботировали, ссылаясь на перегруженность предприятия основной работой по ремонту танков БТ. Конструктор вынужден был проинформировать об этом Политбюро и лично Наркома обороны письмом от 26.10.37 г.
Рис.152 БТ-5-ИС обр. 1938 г.
Письмо на некоторое время активизировало работы по опытным танкам БТ-5-ИС (завод 48) и БТ-7-ИС (ХПЗ).
Новые машины, по предложению Цыганова получили бронирование бортов корпуса листами, установленными под углом и имевшими большую толщину.
Носовая часть получила наклонённые в двух плоскостях дополнительные бронелисты толщиной 13 мм. Их приваривали и приклёпывали к основным бронелистам корпуса. На машине использовался ещё целый ряд конструктивных решений, позволивших усилить бронирование танка. защищённость экипажа и повысить надёжность его ходовой части.
Рис.153 БТ-5-ИС обр. 1936 г. на испытаниях
Данный вариант БТ-ИС показал в ходе испытаний скорость 53,5 и 84,1 км/час при движении на гусеницах и колёсах соответственно. запас хода при движении по шоссе увеличился (на колёсах) до 550 км. Новый танк мог двигаться на одной целой гусенице со скоростью около 17 км/час и проходить в таком состоянии до 190 км.
Рис.154 Сборка 10 БТ-5-ИС на заводе № 48.
По результатам испытаний К.Е.Ворошилов приказал в 1936 году подготовить для комплексных испытаний 10 танков БТ-ИС в варианте БТ-5-ИС. Приказ был выполнен.
Рис.155 Танк БТ-5-ИС завода № 48 на испытаниях под Харьковом. 1937 г. Май.
Результаты показали очень хорошие результаты. Поэтому, несмотря на ряд конструктивных недостатков, было принято решение рекомендовать танк БТ-ИС для принятия на вооружение РККА.
Рис.156 Схема трансмиссии дополнительной, установленной на БТ-5-ИС
В связи с этим начальником АБТУ было отдано распоряжение. ХПЗ обязали изготовить в 1937 г. ещё пять машин для проведения войсковых испытаний и полного устранения выявленных недостатков. А в 38 году приступить к их серийному производству.
БТ-7-ИС
В декабре 1937 г. принимается решение о начале серийного выпуска танка БТ-7-ИС с движителем Цыганова, имеющих дополнительное бронирование. Харьковскому заводу были выданы конкретные ТТТ на новый танк. главной задачей завода была модернизация серийно выпускаемых БТ-7 до уровня БТ-5-ИС. В 1938 сог7ласно плановому заданию должно было быть изготовлено 300 новых танков.
Но в начале следующего (38) года Цыганова Н.Ф. и ещё двух ведущих конструкторов из его группы арестовали и все работы по перспективному танку свернули.
Рис.157 Танк БТ-5-ИС на испытаниях
Поделитесь с друзьями: