Танк на подводных крыльях Часть 2

Танки «летят на Босфор»

Автономность плавания МСТДП составляла около 350 км. Пройти такое расстояние по земле и по воде – это огромная разница. Хотя бы с точки зрения морской навигации. В море обязательно нужен штурман, а на катерах «проекта 80» находились только моторист и водитель.

Чёрное море балует мореплавателей волнением менее 3 – 4 баллов на удалении от береговой черты в 10 и более километров не чаще, чем  три – четыре раза в месяц. Поэтому гражданские суда на подводных крыльях эксплуатируются там исключительно в прибрежной зоне.

Танк на подводных крыльях

Анализируя места размещения и планируемого размещения экспериментальных батальонов МСТДП, оснащённых плавсредствами «проекта 80», можно сделать вывод о том, что данные подразделения предназначались для осуществления оперативного захвата  Босфора и проливов на Балтике. Причём основной упор делался не на скорость, как таковую, а на внезапность. Хотя скорости также уделялось важное внимание. Причём в ходе операции по захвату Босфора атакующим танкам пришлось бы высаживаться на обрывистый каменистый берег, предварительно преодолев 10-15 км банки, тянущиеся на расстоянии 10-15 км от берега.

Объект 80Давайте представим себе, какова же была фактическая масса «объекта 80» (точной информации найти не удалось). Автономность плавания в 350 км предусматривает, что скоростное плавсредство должно иметь запас топлива примерно на 7 часов работы двигателей. Мы уже писали в первой части, что мощность каждого из двух, установленных на понтонах, дизелей равнялась 1200 л.с. Отсюда – расход топлива около 600 кг/час. На 7 часов – около 4000 кг. И это на один катер. Для сравнения, пантон парка ПМП, перемещаемый на КрАЗ – 255, весил 8500 кг. Значит, в самом первом приближении, каждый из двух катеров МСТДП в снаряженном состоянии и с установленным оборудованием «потянет» тонн на 17. Косвенно эта цифра подтверждается тем, что данный катер не грузили на тягач-транспортёр, а буксировали на спецприцепе.

Проект 80 - полигонные испытанияДалее. Чтобы технически обеспечить танку возможность нести в качестве навесного оборудования два 17-тонных катера на него необходимо установить специальный крепёж, масса которого будет колебаться в районе цифры 5% от массы танка. Это почти тонна «мёртвого» груза, который он возит на себе для того, чтобы использовать единственный раз.

Подшипники передних катков преждевременно изнашиваются даже при установке ножевого трала массой 800 кг. А тут 30-40 дополнительных тонн. Если их заложить в конструкцию, то после выхода из воды и сброса всего этого оборудования система амортизации танка просто перестанет работать и он не сможет двигаться и вести огонь на суше.

            Гусеницы танков Т-54 (Т-62, Т-55), которыми оснащались спецбатальоны, имеющие «проект 80», оказывают удельное давление на поверхность около 0,78 кг/кв.см.
Навешенные понтоны повышают его до 1,8 кг/кв.см. Опыт Второй   Мировой показал, что даже при удельном давлении в 1,04 кг/кв.см эксплуатировать танки на влажных грунтах практически невозможно. Тем более, что у береговой черты грунты, как правило. Не держат давления, превышающего 0,5-0,6 кг/кв.см. Вывод: оказавшийся у точки высадки (берега) танк, несущий навешенные катера, выйти на данный берег не сможет.

В принципе ВСЕ вышепоименованные задачи технического характера были решены или могли быть решены со временем. А вот проблемы тактического характера, связанные с боевым применением данного танкодесантного средства, так не нашли своего решения. Боевое применение предусматривает, что в десантной операции должно участвовать несколько десятков или даже сотен судов, которые подходят к берегу строго по графику. Существует порядок высадки (последовательность) подразделений и частей: танки, пехота, сапёры, артиллерия, подразделения МТО… На момент подхода к берегу подразделений, вооружённых  МСТДП, их высадка должна прикрываться огнём корабельной артиллерии. В случае «классического» десантирования данный вопрос уже отработан. Огневую поддержку осуществляют артиллерийские системы десантных судов и кораблей артиллерийской поддержки, входящих в состав эшелона десантирования, наряду с десантными судами.

 А танковый десант по варианту «проект 80» оставляет танкистов один на один с береговой обороной. Корабли артиллерийской поддержки обладают вдвое меньшими скоростями. Поэтому, чтобы организовать данную поддержку, они должны выдвигаться к месту десантирования заблаговременно. Что, в свою очередь, полностью уничтожает саму суть скоростного десантирования танков, дезавуируя предстоящую операцию.

Вариант ПантонБез поддержки пехоты, сапёров, артиллерии, без пополнения боекомплекта и топлива танк может воевать не более получаса. Если раньше его не сожгут противотанковые средства. Единственное, что могут сделать данные танки, это подойти в район боевых действий, скрытно высадиться на неохраняемом береговом участке и усилить атакующие порядки десанта. Но для столь амбициозного проекта это более, чем скромная роль.

Коллектив создателей «проекта 80» успешно решил одну узкоспециальную задачу. Он смог создать плавсредство, которое с высокой скоростью позволяло перемещать танк по воде. В ходе данной работы вне зоны внимания разработчиков остались многие вопросы как технического, так и тактического характера. Нельзя забывать, что у войны свои законы. Но, несмотря ни на что, «проект 80» это изумительное для своего времени и технически выверенное творение инженерной мысли советских конструкторов.

Проект 80. Финал.К сожалению, данную конструкцию постигла участь многих разработок. В настоящее время ни одного целого экземпляра не осталось. А то немногое, что есть, выглядит так, как на последнем фото.

Была предусмотрена и другая форма эксплуатации пантонов-катеров, входящих в комплект, составляющий «проект 80». Их можно было применять в конфигурации обычного грузового парома в тех случаях, когда перемещаемый на них танк или иная техника, не были оборудованы специальными системами крепления. В этом случае к гидроцилиндрам катеров крепился грузовой пантон специальной конструкции, на который поперёк хода десантного средства устанавливался танк. Для погрузки – выгрузки имелось две аппарели и четыре подъёмные колеи. Грузы на паром устанавливались двумя штатными кран-балками.

Согласитесь, а ведь мысль была действительно интересная.

Поделитесь с друзьями:

Ответить на Аноним Отмена ответа

Ваш email не будет опубликован.

CAPTCHA image
*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>