Проекты тяжёлых танков предвоенного периода. Часть II

Ещё один проект, который серьёзно рассматривался в качестве возможного прототипа для серийного производства НИИ ВАММ разработал в июне 1933 года. Машина весила почти 500 тонн и должна была нести достаточно мощное вооружение: два орудия калибром 107 мм, две 76.2 мм и две 45 мм пушки. количество пулемётов ДТ варьировалось от 4 до 12. и довершали этот арсенал тяжёлый миномёт и два огнемёта.

Обслуживать этого монстра должен был экипаж из шестидесяти человек. на танке устанавливалось два двигателя совокупной мощностью 6000 л.с.

Т-39 1Рис.142 Макет шестого варианта проекта тяжёлого танка Т-39. Полная масса  – 90 тонн. Экипаж танка – 12 человек. Вооружение – 6 пушек (2 калибра 45 мм и 4 – калибра 107 мм) и два пулемёта. бронирование танка – противоснарядное. Мощность двигателя, планируемого к установке – 970 л.с. расчётная скорость – 33 (24) км/час

Начиная с 1933 года, ОКМО завода № 185 разрабатывало танк Т-39. Было просчитано восемь вариантов новой машины. При создании проекта широко использовались конструкторские наработки, полученные в ходе работ по проектам ТГ-6, ТГ-11, Т-42 и танком, который разрабатывался по заказу РККА итальянской компанией «Ансальдо».

Т-39 2Рис.143  Макет седьмого варианта. Вооружение: орудие калибра 152 мм – одно, орудия калибра 107 мм – два, орудия калибра 45 мм – два, пулемёты – четыре.

Но дальше создания макетов в масштабе 1:10 дело не продвинулось и проект был закрыт в связи с тем, что на вооружение был принят Т-35, проект которого разрабатывался параллельно.

Т-39 3Рис.144 Макет восьмого варианта проекта танка Т-39. Боевая масса и количество членов экипажа аналогичны варианту 7. Вооружение: три 45 мм пушки, одна гаубица калибра 152,4 мм, четыре пулемёта, огнемёт. Мощность двигателя и расчётная скорость аналогичны варианту 7.

Именно Т-35 был единственным тяжёлым танком, стоявшим на вооружении РККА в это время и выпускавшимся серийно. Работы над его совершенствованием велись постоянно. Но развитие противотанковой артиллерии и появление 37–47 мм противотанковых пушек в армиях ведущих стран мира значительно понизили эффективность боевого применения Т-35 в любых его модификациях.

Высшее партийное и государственное руководство, совместно с представителями армии проанализировали боевой опыт, полученный в ходе применения танков в Испании. Представители высшего армейского командования вновь подняли вопрос о том, что войскам необходим новый тяжёлый танк, обладающий мощным вооружением и противоснарядным бронированием, главной задачей которого будет являться прорыв заранее подготовленной и глубоко эшелонированной линии обороны противника с развитой системой противотанковой обороны и уничтожение долговременных огневых сооружений. Все проекты, предлагавшиеся до этого, представителей армии не удовлетворяли.

чертёж Т-39Рис. 145 Чертёж внешнего вида восьмого варианта проекта танка Т-39

На период разработки такой машины и налаживания её серийного производства военными предлагалось использовать имеющиеся танки Т-35, предварительно проведя их глубокую модернизацию.

Несмотря на то, что ведущие конструкторы танков настаивали на том, что подобные схемы являются малоперспективными, РККА вновь потребовала многобашенный тяжёлый танк. В сформулированных ТТТ к новой машине от конструкторов потребовали создать некий аналог Т-35, с числом башен от 3 до 5 и усиленным до 6-7 см бронированием.

Согласно ТЗ на проектирование новая машина должна была при массе до 55 тонн иметь бронирование 15 – 75 мм, вооружаться тремя орудиями калибра: 76,2 мм (одно), 45 мм – два, смонтированных в трёх башнях, семью пулемётами ДТ и огнемётом. В качестве штатного, был рекомендован двигатель  М-17. Скорость танка должна была быть не менее 25 км/час, а запас хода – не менее 100 км. Количество членов экипажа было ограничено десятью танкистами.

Создать подобную машину и не выйти за массовые ограничения, установленные ТТТ, было невозможно. Но, несмотря на это, КБ трёх заводов, после получения указанных ТТТ в конце сентября 1937 года приступили к разработке перспективного тяжёлого танка РККА. Работы начались на:

  1. в Ленинграде (Кировский завод /СКБ 2/ и опытный завод им С.М.Кирова /№ 185/);
  2. в Харькове – ХПЗ им. Коминтерна (№ 183).

Все три КБ, как этого требовал заказчик, приняли за основу Т-35. Проектные работы должны были в результате повысить огневую мощь нового танка, его броневую защиту, проходимость и подвижность. Все три КБ остановились на трёхбашенных вариантах будущей машины.

вариант завода 183Рис.146 Вариант развития танка КБ завода № 183 – пятибашенный

Проект танка Т-51, представленный КБ завода № 185 в 1937 году, имел противоснарядное бронирование, способное по расчетам обеспечивать защиту от обстрела снарядами калибра 76,2 мм. Но в металле проект реализован не был. Остальные разработки завершились созданием опытных машин.

 таблица

Другие проекты 185-го завода и ЛКЗ представляли достаточно похожие машины массой 55 тонн с равнопрочной 60 мм бронёй, вооружённые тремя пушками (76,2 и 45 мм). Предполагалось, что на танках будут установлены авиационные бензиновые двигатели отечественного производства, мощность которых лежала в диапазонах 800-1000 л.с. В перспективе планировалась заменить их на дизельные двигатели, имеющие мощность в 1000 л.с.

6Рис. 147 Трёхбашенный вариант развития проекта, разработанный КБ завода № 184

Расчетная скорость танков всех проектов находилась в диапазоне 35 км/час  запас хода по топливу достигал 260 км. Все танки оснащались специальным оборудованием. Позволяющим форсировать водные преграды по дну на глубинах до 5 м, ОПВТ . Экипаж 8 человек.

7Рис.148 Двухбашенный вариант развития проекта танка, разработанные КБ завода № 183.

. Танки 183-го завода приспособили для работы при низких температурах, оснастили коллективной защитой экипажа от ОВ. Пушки получили специальные стабилизированные прицелы. Все танки были радиофицированы и имели ТСПУ. Двигатели можно было запускать от стартера и сжатым воздухом. Танк оборудовался специальными приборами дымопуска. Экипаж возрос до 10 человек. Однако, в связи с появлением проектов А-32 и А-34 работы по проекту свернули в пользу разработок заводов ЛКЗ (танк СМК) и № 185 (Т-100), речь о которых пойдёт ниже, и вариант однобашенного тяжёлого танка, явившегося родоначальником семейства танков «КВ».

8Рис.149  Первый вариант развития проекта танка, разработанный КБ завода № 185.

Поделитесь с друзьями:

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

CAPTCHA image
*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>