Неизвестный Т-34. «Змей Горыныч»

Данный проект явился мерой вынужденного характера. Стремительное продвижение Вермахта в глубину территории Советского Союза, поражение РККА в боях лета 1941 явилось причиной начала масштабной эвакуации оборонных предприятий из европейской части страны на Урал. Одним из эвакуируемых предприятий стал ХПЗ (завод № 183), основной производитель танка Т-34.

Первые эшелоны с оборудованием завода прибыли в Нижний Тагил 10.10.41 и начали развёртывание на площадях УВЗ. 09.11.41 создаётся новое КБ – отдел 520. Малочисленное и ослабленное оно «с колёс» получает сразу несколько очень сложных задач:

  • Развернуть на новом месте производство Т-34;
  • Радикально упростить технологию его изготовления и конструкцию (без ущерба боевым характеристикам) с целью увеличения объёмов выпуска;
  • Попытаться запустить в производство Т-34М (он же Т-34-Т, он же А-43. он же Т-60 в разных вариациях) и выйти на серийное производство этой машины к 01.01.42.

 

Т-34 3

 

  Модель-копия «Змей Горыныч». Вид спереди.

 

Между оборонными предприятиями и КБ восстанавливались производственные и кооперативные связи. КБ имели собственную специализацию (Котин Ж.Я. -  тяжёлые танки и общее руководство конструкторскими работами в Наркомате танковой промышленности, Морозов А.А. – средние танки, Астров Н.А. – лёгкие и т.п.), однако работали в тесном взаимодействии при решении задач, поставленных ГАБТУ, ГАУ, НКВ и НКТП.

Первоочередной задачей для всех КБ эвакуированных предприятий стало развёртывание ОКР по вопросам усиления имеющегося танкового вооружения. Для того, чтобы в минимальные сроки добиться повышения плотности огня и скорострельности конструкторам было рекомендовано проработать вопрос установки на один танк нескольких орудий. При этом обращалось особое внимание на то, что это должно быть сделано без существенных конструктивных изменений базовой машины.

Решая этот вопрос ГАБТУ одновременно пыталась таким образом хотя бы частично компенсировать колоссальные потери танков, которые РККА понесла в первые месяцы с начала войны. Существовало мнение, что танк, вооружённый несколькими разнокалиберными пушками, может заменить в бою один тяжёлый и несколько лёгких танков. Количество и калибр орудий, рекомендованных к установке, определялся тем, что имелось в наличии на складах и в резервах ГАУ КА, а также налаженного производства этих артиллерийских систем и боеприпасов к ним.

По инициативе Ж.Я.Котина в ноябре 1941 года выходит постановление ГАБТУ, согласно которому задание на проектирование подобных танков одновременно получили несколько КБ: отдел 5 УЗТМ, СКБ-2 ЧКЗ, отдел 520 завода № 183. В первую очередь указанная работа нужна была лично Котину, так как его КВ по всем статьям (кроме бронирования) уступал Т-34 в условиях начавшейся войны. А, подключив к участию в проекте несколько разных КБ, он создавал иллюзию конкурса и коллективного движения в заданном направлении.

 

общий вид

 

 Общий вид танка Т-34-3 (проект)

 

Прекрасно понимая всю подоплеку полученного задания А.А.Морозов, теоретически, мог в этом «театре абсурда» не участвовать, но практически отказ от выполнения задания Наркомата в военное время был абсолютно невозможен.

Поэтому им было принято соломоново решение: спешно и максимально формально поставить задачу на проектирование и выдать проект, изначально обречённый на его

 

вид сбоку

 

  Т-34-3 Вид сбоку.

 

отклонение. Именно таким проектом и стал «Проект Т-34-3». Чтобы ускорить работы, шасси оставили без изменений. Перерабатывалась только башня и внутреннее размещение боеприпасов. Поскольку основные изменения касались вооружения новой машины, вооруженца и поставили во главе проекта. Им стал конструктор Малоштанов А.А.

Взяв за основу уралмашевский вариант артиллерийского блока У-13, конструкторы немного переработали его, так как в своём первоначальном виде он занимал практически всё место в башне Т-34. Для экипажа его не оставалось.

Проводить полномасштабное проектирование не было ни сил, ни желания. Поэтому вопрос решили следующим образом. в орудийном блоке поменяли местами 45 и 76 мм пушку. сместив последнюю из центра блока к его левой стороне. Однако блок установили в башне так, чтобы 76 мм пушка Ф-34 находилась максимально близко к продольной оси танка. Пушки 2243-Т (они же 20К) соответственно заняли центральное и правое места.

Основа новой башни – вариант шестигранной «гайки» проекта Набутовского М.А. (в дальнейшем эта форма стала классической для Т-34).

 

башня

 

  Чертёж башни Т-34-3

 

Применительно к трёхпушечному варианту башню адаптировали, расширив её лобовую часть, что позволило установить этот «триплекс», имевший габарит по ширине 1184 мм. вертикальные углы наклона боковых листов башни получились различными. Правый наклонили на 5 градусов, левый – на 15 градусов, кормовой – на 20 градусов, лобовой – 25 градусов. Подобная геометрия диктовалась желанием разместить в башне трёх членов экипажа. Машина получила командирскую башенку и броню толщиной 52 мм.

В новую машину разработчикам удалось втиснуть боекомплект, состоящий из 90 выстрелов для 76 мм орудия и 204 выстрелов – для 45 мм пушек. Правда пулемёт остался только курсовой. Для второго в башне просто не было места.

Внутренняя теснота в башне привела к тому, что угол горизонтального наведения орудий составил всего 50 градусов, так как поворот башни более, чем на 25 градусов мог просто размазать заряжающего по боеукладкам.

Проект в подобном виде завершили к концу декабря 1941 года, но реализовывать его в металле не спешили. Это объяснялось тем, что уже существовал опытный экземпляр КВ-7 Ж.Я.Котина (он же У-13) и именно ему остальные главные конструкторы негласно предоставили возможность сольного дебюта.

Но военную приёмку это особо не волновало. Больше внимания уделялась параллельно ведущимся работам по созданию танка огнемётного на шасси Т-34-76.

 

Т-34 3

 

 Т-34-3

 

Результаты испытаний КВ-7 вылились в Постановление ГКО за № 1110, датированное 06.01.42. Работы по многопушечным танкам свернули на всех заводах.

 

Т-34 3

Модель-копия Т-34-3

В статье использованы фотографии модели-копии танка Т-34-3 «Змей Горыныч», изготовленной челябинской компанией «Модел пойнт» (Model Point) с использованием оригинальных чертежей данной машины, хранящихся в музее ОАО «НПК УВЗ».

 

Поделитесь с друзьями:

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

CAPTCHA image
*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>