Как танки учили летать. Танк Рафаэлянца А.Н.

Стремление сделать новую грозную технику – танки, появляющиеся в войсках во всё больших количествах, ещё более маневренным и эффективным оружием, подталкивало военных к идее о расширении возможностей этих боевых машин, за счёт обеспечения им технических возможностей действовать не только на суше, на воде и под водой, но и в воздухе.

Обеспечив танку возможность перемещения по воздуху, представители армии могли много кратно повысить его мобильность и боевую мощь. Поэтому неудивительно, что АБТУ РККА неоднократно возвращалось к данному вопросу и внимательнейшим образом анализировало все предложение по данному вопросу.

В настоящей главе вы можете познакомиться с наиболее известными проектами советских конструкторов, реализация которых должна была, по мнению их создателей, научить танки летать.

2.12. Танк Рафаэлянца А.Н.

танк Рафаэлянца

Разработчик: Рафаэлянц А.Н.

Начало работы над проектом: 1932

Создание опытного экземпляра: в натуральную величину не изготавливался

Судьба проекта: проект был закрыт в связи с решением, принятым К.Е.Ворошиловым о продолжении работ только над вариантом перевозки танка на внешней подвеске тяжёлого бомбардировщика.

Конструктор Рафаэлянц

Рис.276    Авиаконструктор Рафаэлянц Арам Назарович

Получив информацию о разработках американского конструктора Кристи, представители правительства СССР и высшего командования РККА проявили к ним пристальный интерес и сделали всё для того, чтобы приобрести опытный экземпляр танка М.1932 и документацию на него. В дальнейшем эта машина стала родоначальницей линейки советских танков БТ, венцом которой стал знаменитый Т-34.

Танк рафаэлянца реконструкция

Рис. 277  Летающий танк Рафаэлянца (реконструкция)

Однако на проект М.1933 первоначально должного внимания не обратили. Эта машина, по мнению Кристи, могла самостоятельно летать.

Но активная рекламная компания в СМИ США и Европы, с одной стороны, и остро стоящая в условиях СССР проблема быстрой переброски, в случае необходимости, большого количества танков на дальние расстояния, подтолкнули УСС РККА к тому, чтобы выдать ряду советских КБ задание на проработку варианта летающего танка.

Причём указанный вариант должен был быть проработан с четырёх направлений:

  • Создание танка-самолёта;
  • Создание буксируемого танка-планера;
  • Разработка возможности перевозки танка по воздуху на внешней подвеске самолёта;
  • Создание варианта плавающего танка, который можно будет десантировать непосредственно на воду.

В сентябре 1932 года соответствующие предварительные требования к новой машине были сформулированы и начались активные работы по всем четырём направлениям.

Работы по созданию «самолетающего танка» параллельно начали две группы. Первую возглавлял Рафаэлянц Арам Назарович, вторую конструкторский дуэт – Самсонов и Добровольский.

Танк Рафаэлянца реконструкция

Рис.278  Летающий танк Рафаэлянца. (реконструкция)

Работы Рафаэлянца строились на попытке практической реализации возможностей изготовления «самолетающего» танка по аналогии с танком Кристи. Поэтому в качестве экспериментальной машины был выбран танк БТ, являющийся, по сути, практически полной копией танка М.1932.

Эскиз момента отделения танка от планера

Рис. 279  Эскиз момент отделения танка БТ от планера.

Работы начались с создания модели и продувки её в аэродинамической трубе. Но изготовлена она была крайне условно. Так гусеницы были выполнены в виде сплошной резиновой ленты (гладкой), катки – с гладкой поверхностью и т.п. Поэтому в результате практически все полученные коэффициента аэродинамического сопротивления изделия изначально имели существенные ошибки в меньшую сторону.

В результате конструкторы получили принципиально неверное заключение о том, что танк сможет полететь, используя для этого только мощность собственного двигателя. О чём и доложили 10.09.32 Ворошилову (письмо № 173943 сс).

Эских вид сбоку

Рис.280  Летающий танк Рафаэлянца в полётном положении. Эскиз. Вид сбоку.

Нарком дал разрешение на проведение работ и обеспечение их всем необходимым, включая танки и танкистов.

На основании изучения эскизного проекта, подготовленного Рафаэлянцем, УММ частично изменила ТТТ к летающему танку. 11.10.32 с конструктором был заключён соответствующий договор на проведение работ.

Конструкторы. работавшие над проектом

А. Н. Рафаэлянц с группой испытателей турболета. Справа налево: Рафаэлянц, инженер Г. М. Лапшин, летчик-испытатель Герой Советского Союза Ю. А. Гарнаев, инженер А. И, Квашнин, инженер Г. И. Кобец

Согласно ТЗ, приложенному к договору, конструкторская группа должна была предоставить общий проект танка. при этом в пакет документов в обязательном порядке должны были входить:

  • Полный аэродинамический расчёт танка в сборе;
  • Его тяговый расчёт;
  • Весовые расчёты;
  • Общая компоновка изделия;
  • Компоновка в варианте наземного использования;
  • Конструкция элементов управления полётом танка;
  • Конструкция элементов включения и отключения элементов управления полётом.

Модель-копия танка РафаэлянцыПричём в данном случае представители УММ проявили неслыханную до этого покладистость. В договор был включён пункт, разрешавший Рафаэлянцу менять ТУ, если они, по его мнению, будут препятствовать доведению конструкции. а в тех случаях, когда предлагаемые им изменения отвергаются заказчиком, конструктор имел право прекратить работы и получить с заказчика деньги за реально выполненную часть работ.

К 04.12.32 были озвучены конкретные параметры, которым должен был соответствовать летающий танк.

  • Тип прототипа – танк Б-Т;
  • Боевая масса машины в сборе (с крыльями и т.п.)  - 5-6 тонн;
  • Боевая масса танка на земле – 3,5-4 тонны;
  • Скорость максимальная на колёсах/гусеницах/в воздухе: 70-80/50-60/160 (км/час);
  • Высота полёта – до 3000 м;
  • Время отключения крыльев и иных приспособлений для летания – до 5 мин;
  • Размер посадочной полосы – до 400 м;
  • Мощность танкового двигателя М-17 – 650 л.с.;
  • Бронирование 8 – 4 мм;
  • Вооружение: пулемёт ДТ или 20 мм автоматическая пушка;
  • Экипаж – 2 человека;
  • Запас топлива для движения по земле – на 150 км, по воздуху – на 250 км.

Вся проектная документация и макет в масштабе 1:5 из дюраля были изготовлены к 15.01.33 г.

реконструкция танка рафаэлянца в полёте

Рис.281 Танк Рафаэлянца в полёте (реконструкция)

Но в процессе работы конструкторы столкнулись с тем, что танк начал стремительно «полнеть». Масса возросла до 5176 кг. Входившие в группу авиаконструкторы посчитали, что это сильно перетяжелённая машина и отправили материалы по проекту в НИИ ВВС для проведения детальной оценки.

Получив соответствующее заключение, а также выводы НИИ по танку Кристи комиссия в составе руководителей УММ РККА и представителей КБ Рафаэлянца 24.01.33 определила дальнейшую судьбу проекта.

Выводы были следующие:

  • Версия о том, что М.1933 может летать абсолютно не проработана. Отсутствуют какие-либо расчёты и чертежи, кроме утверждений Кристи;
  • Появившиеся в мировой СМИ статьи о летающем танке Кристи это исключительно материалы рекламного характера;
  • Поручить Халепскому (в то время находился в США) на месте уточнить этот вопрос более детально и доложить. Принимать окончательное решение после поступления данной информации;
  • Пригласить Кристи для работы в СССР, учитывая его сложное материальное положение.

Вид сверхй и спереди на танк рафаэлянца эскиз

Рис.282 Эскиз. Танк Рафаэлянца. Вид сверху и вид спереди.

31.05.33 о ходе работ проинформировали Наркома Ворошилова (по всем трём направлениям, по которым на тот момент имелись какие-либо наработки). Ознакомившись с предоставленное информацией, а также мнением конструкторов о том, что проект технически осуществить можно, но это потребует много времени и расходов, Ворошилов принимает решение, что для РККА легче подвесить танк под бомбовоз, чем копаться с «самолетающим». И в июне 1933  работы Рафаэлянца, а также групп Камова и Самсонова-Добровольского свернули.

 

Поделитесь с друзьями:

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

CAPTCHA image
*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>