как танк учили летать (часть 5)

В этой статье речь пойдёт о конструкции летающего танка, который действительно смог подняться в воздух.

Ближе всех к практическому воплощению указанной идеи в жизнь подошёл советский авиаконструктор О.К.Антонов. Осенью 1941 года его ОКБ получило задание на разработку планера, который можно было бы использовать для снабжения партизанских отрядов.

Конструктор предложил вариант упрощённой одноразовой конструкции буксируемого планера. Причём роль его фюзеляжа играл корпус лёгкого танка Т- 60, стоящего на вооружении РККА, а ходовая часть данного танка должна была играть роль шасси планера. По расчётам она должна была выдержать повышенные нагрузки при взлёте и посадке.

планер А-40 без танкаВ декабре 1941 года работы над данным летательным аппаратом, которому присвоили индекс А — 40, начались. В качестве буксировщика планировалось использовать тяжёлый бомбардировщик ДБ — 3Ф и/или ТБ — 3, оснащённый форсированными авиационными двигателями АМ-34РН. Он должен был доставлять планер до точки сброса, которая находилась в 20 — 30 километрах от места посадки. Планировалось, что оставшееся расстояние планер пролетит самостоятельно.

Разработка проекта была завершена в кратчайшие сроки, всего за две недели. Крыльевая коробка (бипланная деревянная), напоминавшая по своей форме аэроплан времён первой мировой, и хвостовые балки конструктивно закреплялись непосредственно к корпусу танка. Конструкция крепления позволяла быстро сбрасывать крылья и хвостовое оперение с корпуса Т- 60 и танк сразу после приземления мог вступать в бой. Для улучшения аэродинамики конструкции башню в полёте разворачивали назад пушкой. Планировалось, что механик-водитель будет дополнительно проходить минимально необходимую лётную подготовку.

лёгкий танк Т-60В апреле 1942 года планерный завод, находящийся в Тюмени, выпустил опытный образец, который упоминался в документации, как А-Т, планер А-40, АТ-1, КТ «Крылья танка». Для испытаний его доставили в посёлок Стаханов (ныне город Жуковский Московская область) на испытательный аэродром ЛИИ. Механиком-водителем (он же лётчик — испытатель) назначили Сергея Анохина.

Масса летающего танка в сборе составила более восьми тонн, две из которых составлял вес крыльев. Поэтому штатную комплектацию Т-60 уменьшили, насколько это возможно, сократив вес до 7804 кг. Систему управления доработали, установив перископ для обзора, педали рулей поворота (управление элеронами) и ручка управления полётом. Семейство приборов дополнили альтиметром, спидометром и компасом.

танкопланер А-40Испытания начались с наземной имитации взлёта (буксировки и пробежка по аэродрому). Достигая «скорости принятия решения» Анохин отстреливал буксировочный трос и своим ходом танк уходил на стоянку.

Первый (и единственный) реальный полёт танкопланера А-40 состоялся 02.09.41. взлёт прошёл в штатном режиме.

Проблема возникла там, где её никто не ожидал. Через 15 минут после отрыва самолёта с планером на буксире от взлётной полосы двигатели ТБ — 3 начали перегреваться. Сказались некорректно проведённые расчёты сопротивления воздуха. Скорость буксировки составляла 130 км/час. Для улучшения обдува двигателей пилот самолёта попытался увеличить скорость до 140 км, но это привело к тому, что вся конструкция (сцепка самолёт-планер) начала снижаться по нештатной схеме со скоростью 0,5 м/сек. Это могло привести к аварии самолёта. Поэтому Сергей Анохин, выполняя команду пилота самолёта, отцепился и спланировал на посадку на ближайший аэродром, которым оказался в Быково. По одной версии после посадки лётчик отделил планер от танка (по другой нет) и двинулся на нём в сторону аэродромных построек.

планер А-40Не предупреждённая о проводимых лётных испытаниях охрана аэродрома была поднята по тревоге и «захватила» непонятный «танко-самолёт» и пилота. «Шпион» был отпущен только после того, как за ним прибыла спасательная группа. Реально состоявшийся первый в мире полёт танка закончился успешно.

Но продолжения не последовало. Уточнённые расчёты показали, что в качестве буксировщика из имевшихся на вооружении РККА летательных аппаратов могли выступать (по мощности) только дальние бомбардировщики ПЕ-8. Но их было крайне мало и каждый из них требовался на фронте. Ходатайствовать о том, чтобы бомбардировщик отозвали с фронта для проведения испытаний никто не решился.

Поделитесь с друзьями:

Комментарии:

  1. Очень интересная информация – спасибо!

  2. Жаль конечно, что в то время не было мощных самолетов, способных буксировать этот планер.

    • admin :

      Были. Дальние бомбардировщики ПЕ-8. Но их было всего около 70. И на фронты их поштучно распределял лично Сталин. Естесственно к нему по такому вопросу в 1941 году никто обратиться не посмел.

  3. kraser :

    Спасибо за интересную статью

  4. admin :

    Заходите почаще. Постараюсь удивлять вас каждой своей статьёй.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

CAPTCHA image
*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>