Как танк учили летать (часть 1)

 Появившиеся в начале ХХ века новые образцы вооружений и военной техники, в первую очередь танки и аэропланы, а также печальный опыт ведения позиционной войны, полученный на полях 1-ой мировой, оказали значительное влияния на умонастроения высших военных и государственных чинов многих государств мира.

летающий танкНовую войну они представляли себе исключительно молниеносной, с массированным применением танков и пехоты, при поддержке авиации. Но возникло одно очень серьёзное «но». Мобильность танков того времени, их скорость, проходимость и запас хода не позволяли в короткие сроки перебрасывать их на направление главного удара своим ходом. А имевшиеся в то время самолёты были в состоянии поднять груз массой не более 4 тонн и не могли рассматриваться в качестве средства доставки.

Выход нашли в следующем. Если танк нельзя перевезти быстро и далеко, даже на аэроплане, значит нужно «научить летать» сам танк. И ведущие государства мира активно приступили к инженерным изысканиям в этом направлении.

images (1)Первым достаточно качественно отработанный проект летающего танка представил инженер из США Джон Уолтер Кристи в 1932 году. Это имя ещё встретится вам, так как Кристи является автором проектов, послуживших прообразом для целой серии советских танков БТ, информация о которых тоже будет размещена на этом сайте.

Джон Кристи начал с того, что изготовил принципиально новый танк, не имевший башни, М.1932. При массе, не превышающей 4 тонн эта машина была вооружена мощной 75 мм пушкой.

christie_t3_m2В конструкцию было заложено много новых инженерных решений. На основных катках инженер установил парные пневматические шины. Мощный двигатель в 750 л.с. позволял танку М.1932 разгоняться на гусеницах до 90 км/час. Прекрасный показатель даже для сегодняшнего дня. А на колёсном ходу танк становился своего рода бронированным болидом. Показанная им на испытаниях максимальная скорость составляла 190-200 км/час!

Конструктор считал, что указанной скорости и мощности вполне хватит для того, чтобы танк взлетел. А подвеска специальной конструкции должна была сохранять танк при посадке даже на поле боя.

002377Проект предусматривал установку на танк бипланной крыльевой коробки специальной конструкции. Хвостовое оперение, в свою очередь, крепилось к ней. Спереди на верхнем крыле устанавливался тянущий воздушный винт. Расчётная длина взлётной полосы для танка составляла 200 метров. Кристи планировал, что первую половину полосы танк разгоняется на гусеничном ходу, затем привод от двигателя должен был переключаться на винт и, достигнув скорости в 130 км/час, танк должен был взлететь.

После приземления крылья отстреливались и танк вступал в бой. Экипаж — 2 человека: стрелок, он же командир и пилот, он же механик.

загруженноеПроект выглядел достаточно реально. Но уровень технического развития и состояние базовых отраслей науки не позволили решит одну из главных задач — обеспечить дистанционное переключение привода с шасси на винт и обратно. Кроме объективных причин добавились и субъективные, но не менее весомые. Департаменту вооружений Соединённых Штатов, который выступал заказчиком проекта, не понравились переговоры, которые инженер вёл с правительством СССР. Финансирование проекта было заморожено. Результатом этого решения стал тот факт, что все эти наработки достались Советскому Союзу.

 

Поделитесь с друзьями:

Ответить на Аноним Отмена ответа

Ваш email не будет опубликован.

CAPTCHA image
*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>