1.2. Колёсный танк Лебеденко Н.Н.

Разработчик: Лебеденко Н.Н.

Начало работы над проектом: лето 1914 г.

Изготовление первого опытного экземпляра: август 1915 г.

Судьба проекта: Проект реализован не был, в связи с тем, что танк не прошёл испытаний

 

танк

таким представляли себе танк будущего журналисты XIX века

Представление о новых боевых машинах как о высококолёсных мастодонтах доминировало в умах первых лиц государств и армий всех промыщленно развитых стран мира, вовлечённых в Первую мировую войну.

А как обыватели представляли себе будущие «самодвижущиеся боевые экипажи», можно судить по нескольким приведённым ниже фотографиям из газет 1914-1917 годов.

Не обошли этот вопрос и конструкторы в Российской Империи. Первым в мире и, пожалуй, единственным воплощённым в металле стал построенный с использованием указанного принципа танк Лебеденко.

Мысль о создании подобно            боевой машины пришла в голову владельцу Приватной лаборатории по военным изобретениям инженеру Н.Н. Лебеденко ещё в 1914 году. Но знаний, опыта, а главное финансирования ему на тот момент не хватало.

 танк глазами обывателя XIX века

Рис. 15  Так представляли себе танки журналисты начала ХХ века.

Мысль завладела им полностью и Лебеденко начал предпринимать активные шаги по её реализации. Результатами которых стало (на первом этапе) благожелательное внимание к проекту со стороны Н.Е. Жуковского, видного русского авиаконструктора и профессора МВТУ. По его рекомендации в проект пришли два его племянника – студента МВТУ: Б.С. Стечкин и А.А.Микулин.  (Б.С. Стечкин в дальнейшем стал видным советским академиком в области гидроаэромеханики и теплотехники. А.А. Микулин тоже стал академиком, выдающимся конструктором авиационных двигателей).

Лебеденко Н.Н. предложил изготовить колёсный танк, взав за его будущую основу слегка видоизменённую форму орудийного лафета. Танк должен был стать поистине огромным. Передние ходовые колёса таврового сечения со спицами (расчёт которых проводил лично Н.Е. Жуковский) имели диаметр 9 м, что было обусловлено задачами, которые предстояло решать новой машине (преодоление окопов, рвов и вертикальных стенок). полки тавра покрыли древесиной и прижали к ним железнодорожными рессорами обрезиненные катки (автомобильные колёса).

 танк глазами века 19

Рис. 16 «Танк» глазами журналистов начала ХХ века

Скорость вращения колёс составляла 10 об/мин, что позволяло пройти за минуту 28 м. т.е. расчётная скорость нового «мастодонта», как шутливо называли разработчики своё будущее детище, составляла около 17 км/час (Для сравнения – скорость появившихся в 1916 году британских и французских танков не превышала 6 км/час). Запас хода – около 60 км.

Поворот боевой машины осуществлялся посредством вращения колёс навстречу друг другу, что, за счёт трения, проворачивало заднее ведущее колесо. Через конические шестерёнчатые пары колёса были связаны с валом двигателя. Если ходовое колесо на препятствии клинило, то катки начинали пробуксовывать по ободу, выполняя, тем самым, роль предохранительной муфты.

Управление по курсу движения осуществлялось при помощи управляющей тележки (задней), собранной из трёх 1,5 м роликов. Именно на них посредством оригинальной силовой передачи, разработанной Микулиным, передавался крутящий момент с двух двигателей фирмы Maybach. (были сняты со сбитого германского дирижабля). Мощность каждого из них составляла 240 л.с.

Лебеденко стремился добиться максимальной вооружённости новой боевой машины. В результате её фронтальная проекция получила ярко выраженную крестообразную форму. В нижней и верхней частях корпуса размещались башни цилиндрической формы, в которых планировалось установить от 8 до 10 пулемётов «Максим». Верхняя, вознесённая на 8-и метровую высоту, использовалась также в качестве наблюдательной рубки. В двух боковых спонсонах устанавливались орудия. По одним источникам они имели калибр 37 мм. По другим – 76,2 мм. Угол обстрела орудий составлял около 180 градусов.

 Фото с испытаний танка лебеденко

Рис.17 Фотография с испытаний «Танка Лебеденко»

 

Машина должна была нести противопульную броню (корпус 5 – 7 мм, башни – 8 мм).

Используя свои связи в высшем свете инженер добивается аудиенции у самодержца российского, Николая II. Во время аудиенции он преподносит императору действующую модель своего «Нетопыря» в масштабе 1:30, которая настолько понравилась последнему, что он занимался только ей в течение получаса. После чего вопрос с финансированием работ был решён за счёт казны. Данное название появилось в связи с тем, что макет машины при его переноске за ведущее колесо очень походил на висящую вниз головой летучую мышь.

Сборка опытного экземпляра танка началась в июле 1915 года в районе г.Дмитрова в 60 км от Москвы. Здесь была оборудована специальная площадка, охраняемая казаками. На опытной машине были установлены два пулемёта и две пушки. Но боезапас к ним не загружался.

 танк лебеденко реконструкция

Рис. 18 «Танк Лебеденко». Реконструкция.

Неприятным моментом стало отсутствие броневой стали требуемой толщины. Поэтому использовали то, что было, 8 – 10 мм броневые листы, что привело к росту массы машины с 40 до 60 тонн, что, естественно, в конструкцию заложено не было.

Первое (и последнее) испытание колёсного танка состоялось в августе 1915 года. Микулин исполнял обязанности водителя, Стечкин – моториста. Машина успешно начала

проекции танка лебеденко

Рис. 19 Проекции «Танка Лебеденко».

 

1 - ходовое (ведущее) колесо, 2 – ступица, 3 – ось ходовых колес, 4 – рубка управления орудийным спонсоном левого борта, 5 – орудийный спонсон правого борта, 6 – цепной привод управления орудийным спонсоном, 7 – верхняя пулеметная башня, 8 – нижняя пулеметная башня, 9 – броневой капонир входного лаза, 10 – входная дверь, 11 – хвостовая станина, 12 – ходовая рубка (пост управления), 13 – верхний люк, 14 – каток хвостовой направляющей тележки, 15 – несущая рама, 16 – поворотная ось, 17 – шток пружинной рессоры, 18 – пружинная рессора. Буквами обозначены элементы привода: А – тавровый обод ведущего колеса, Б – приводные (автомобильные) колеса, В – коническая шестеренчатая пара, Г – фрикцион, Д – двигатель "Майбах". 

 

движение по настеленной гати, легко сломала попавшую под колесо берёзу, но, как только гать закончилась, ведущее колесо увязло в грунте. Мощности двигателей так и не хватило, чтобы вытащить машину.

По результатам испытаний, чтобы спасти проект, сотрудники группы Лебеденко предложили представителям ГВТУ разрешить доработку машины, увеличив при этом диаметра задник катков и повысив мощности двигателей до 300 л.с. Согласие было получено, и работы начались.

Но новый двигатель АБМС, созданный Микулиным и Стечкиным в 1916 году, через 1,5 минуты после начала работы вышел из строя. При этом его корпус и шатуны существенно деформировались. Испытания показали, что доводка двигателя, процедура достаточно длительная .

танк Лебеденко в бою реконструкцияРис. 20 Танк Лебеденко в бою. Реконструкция.

 

На эти результаты наложились известия о применении в бою британских танков ромбовидной формы, которую на тот момент посчитали более эффективной, чем у танка Лебеденко. И добавились выводы о предполагаемых результатах боевого использования танка Лебеденко. Согласно проведённым расчётам он абсолютно не был приспособлен к ведению боя и легко выводился из строя даже при попадании в спицы обычной картечи. А если снаряд попадал в ступицу колеса, танк должен был просто сложиться на манер карточного домика. Отметили и его противопульное бронирование, которое от артиллерийского огня любых калибров не защищало. Все эти недостатки теоретически можно было устранить при доводке машины, но это военных уже не интересовало. Проект закрыли.

 модель копия танка лебеденко

Рис. 21 Модель-копия Танка Лебеденко.

 

Тактико-технические характеристики колёсной боевой машины Лебеденко образца 1915 года

Боевая масса (проектная/фактическая)  кг 40000 /60000
Экипаж (чел) 10 (по другим источникам 15)
Габариты
Длина / ширина / высота (мм) 17800/12000/9000
Колёсная формула 3 х 1
Вооружение Две пушки калибра 37 (по другим источникам 76,2) мм два пулемёта «Максим» 7,62 мм
Боекомплект (снарядов/патронов) 60 /  8000-10000
Бронирование фактическое / проектное (мм) лоб корпуса – 10 / 7
борт корпуса – 10 / 7
хвостовая балка - 8 /7
башни - 8 /5
корма - 8 /5
днище - 8 /5
крыша - 8 /5
Двигатель (марка/мощность л.с.) два Maybach, карбюраторный высокооборотный / 250 л.с. при 2500 об\мин
Трансмиссия механического типа
Скорость проектная  максимальная / средняя (км/час) 16,8  / 10
Запас хода по шоссе (км) 60

 модель танка лебеденко в разрезе

 Рис. 22 Модель – копия танка Лебеденко в разрезе.

Третье название машины, «Царь-танк», с издевательским подтекстом, появилось уже в советские года по аналогии с никогда не звонившим «Царь-колоколом» и никогда не стрелявшей «Царь-пушкой».

В 1923 году то, что осталось от танка, разобрали на металлолом.

История не имеет сослагательного наклонения. Но, совсем недавно, были обнаружены дневники Лебеденко, из которых можно сделать вывод о том, что ему совместно с Микулиным и Стечкиным, удалось принципиально изменить всю конструкцию своей машины. К сожалению, до нас дошли только отдельные страницы, не связанные между собой.

 Модель танка лебеденко

Модель танка Лебеденко

Приведу краткий пересказ только двух моментов.

  • Нам удалось спроектировать БЕЗОСЬЕВОЕ колесо, что позволило перевести наш проект на новый уровень. У главных колёс больше нет спиц, наиболее слабого элемента предыдущей конструкции. отказавшись от них мы сумели снизить массу машины до 38 тонн. Теперь каждое из этих колёс удерживается шестью подрессоренными катками, которые имеют каучуковое покрытие и крепятся на 4-ёх фермах. Двигатель и механизм передачи оставлены без изменений.
  • Была кардинально пересмотрена сама концепция новой машины. В главную башню планируется установить пушку калибра 57 мм и пулемёт. Их размещение в верхней части машины позволяет вести огонь из-за естественных укрытий (холмов, домов, деревьев) и сверху по окопам, которые уже не защищают. В средней части устанавливаются два пулемёта, ведущих боковой обстрел. В рубке снизу размещается огнемёт и ещё один пулемёт.
Поделитесь с друзьями:

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

CAPTCHA image
*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>