«Т-34» раскрывает тайну

 Люди, интересующиеся историей бронетехники, прочитав заголовок этой статьи, лишь пренебрежительно пожмут плечами.

Что нового о танке Т-34 можно рассказать сегодня? И будут не совсем правы. История, особенно связанная с вооружением, хранит ещё немало сюрпризов. Один из них я недавно открыл для себя.

Информация о данных разработках более полувека хранилась в закрытых архивах РГАЭ. На пожелтевших фотографиях пятидесятых годов узнаваемый образ Т-34, выступающей в новой для себя ипостаси: боевой машины, предназначенной ДЛЯ ЗАПУСКА КРЫЛАТЫХ РАКЕТ (!), и под новым названием - «объект Н».

изделие Н, пусковая установка для самолётов-снарядов, Т-34 Работы по указанному проекту начались с постановления Совета Министров СССР № 4814-2095С, изданного 04.12.1950. Этим документом предписывалось начать работы по созданию опытного образца боевой машины для сухопутных войск ВС СССР, вооружённой самолётом-снарядом (нынешнее наименование — крылатая ракета наземного базирования). В качестве прототипа данной ракеты использовалась разработка ОКБ № 51 — изделие 10Х.

Её основной особенностью являлся ПуВРД, принципиально новый тип реактивного двигателя. Его идея была высказана российским учёным В,С,Караводиным ещё в 1906 году и блестяще реализована ЦИАМ, под руководством В.Н.Челомея, в 1942 году. Это явилось в то время мировым приоритетом.

19.09.1944 народный комиссар авиационной промышленности Шахурин А.И. поставил ОКБ № 51 задачу в минимально возможные сроки спроектировать, изготовить и испытать экспериментальную модель самолёта-снаряда, оснащённого таким двигателем. В основу разработки была положена немецкая крылатая ракета V-1.

самолёт-снаряд-10ХНУже к концу 1945 года было изготовлено 20 изделий 10Х. Первоначально планировалось, что его запуски будут проходить с самолёта-носителя (так называемой «матки») в качестве которого рассматривался дальний бомбардировщик ПЕ-8, три из которых специально переоборудовали для участия в испытаниях, которые проводили в Средней Азии (Джизак).

Работы велись нарастающими темпами. Модель Д3, Д4...Д7. 07.05.1947 года началось серийное производство изделия. 20.07.1948 Министр авиационной промышленности М.Хруничев подписал акт лётных испытаний, согласно которому изделие было рекомендовано принять на вооружение.

самолёт-снаряд 10ХН27.08.1947 прошли первые экспериментальные пуски с наземного пускового устройства, получившего условное наименование «реактивное орудие». В ходе испытаний отрабатывалась конструкция НПУ. Испытания продолжались и в 1948 году (май-октябрь). В конструкцию вносились определённые изменения. И, наконец, для решения вопроса мобильности наземного старта ОКБ № 51 создало на базе танка Т-34 ПРО (подвижное реактивное орудие). Танк использовался в качестве транспортёра орудия в походном положении и в качестве одной из опор — в боевом.

За время, прошедшее с начала работ (конец 1948 года) и до октября 1949 КБ завода № 51 параллельно с доведением изделия вело доработку стартового устройства (подвижного орудия). С ноября 1949 года эти работы стали официальными. ГУ МАП довело до хавода план, включавший и раздел создания машины «Н» - подвижную стартовую установку наземного старта для принятие на вооружение Сухопутных войск ВС СССР.

В I квартале 1950 года в соответствии с требованиями ГАУ ОКБ № 51 завершило эскизное проектирование «Боевой единицы», состоящей из:

  1. установленного на танке Т-34 — 85 обновлённого подвижного орудия;
  2. мобильной спецлаборатории, предназначенной для проведения проверок СУ ПСУ и ЭСУ;
  3. походной (мобильной) сборочной мастерской;
  4. походной (мобильной) девиационной площадки;
  5. ДПУ (дистанционного пульта управления);
  6. КПУ (контрольного пульта управления).

«Боевая единица» прорабатывалась в 4 вариантах: грунтовый механизированный, автомобильный, рельсовый, крановый)

Совет Министров СССР своим постановлением за № 4814-2095С, датированным 04.12.50 потребовал от завода изготовить до конца 1951 года опытный образец реактивного орудия и изделия 10 ХН. Исполняя данное постановление завод представил 4 ГАУ:

  1. подвижную катапульту, получившую индекс ПК-10ХН, которая, совместно с комплектом необходимого оборудования, монтировалась на танке Т-34-85;
  2. ППА (подвижный пусковой агрегат);
  3. ПАС — специальный автомобильный прицеп для транспортировки оборудования;
  4. БТР -40А1, используемый в качестве командной машины;
  5. ВАС на базе ЗИС — 151;

В период с 23 по 31.07.51 с подвижного орудия проведено два успешных запуска.

Очередным постановлением СМ СССР № 3968-1814, датированным 15.10.51 определялись сроки проведения испытаний комплекса КНО (наземного оборудования) и изделия 10ХН. Согласно указанному документу «объект Н», разработанный на базе Т-34-85 предназначался для проведения запуска самолётов-снарядов с целью поражения важных объектов в тылу потенциального противника. На шасси танка было смонтировано «реактивное орудие» (подвижная катапульта), получившее индекс ПК-10ХН и предназначенное для запуска самолёта-снаряда.

Катапульта состояла из 4 секций (ферм), которые в боевом и походном положениях имели болтовое соединение. В собранном положении (боевом) её длина в последнем варианте составляла 29,8 метра. Колея — 750 мм. Масса — около 42 тонн. Расчёт — 4 человека.

В январе 1953 года «объект Н» успешно прошёл приёмные испытания. Но уже в феврале того же года появилось постановление № 533-271 (19.02.53), которое констатировало бесперспективность дальнейшей работы над проектом ввиду того, что самолёт-снаряд имел низкие боевые характеристики. Советский Союз сделал ставку на стратегические ракеты.

.

Поделитесь с друзьями:

Ответить на Аноним Отмена ответа

Ваш email не будет опубликован.

CAPTCHA image
*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>