Т-28. Модификации

Среди основных серийных модификаций необходимо отметить следующие:

  • Т-28-1 так называемый «предсерийный образец». Выпущен в 1932 году в количестве двух танков. Был вооружён 45 мм пушкой и 3 пулемётами ДТ;
  • Т-28 / 1933 года. Серийно выпускался в 1933/34 годах. Вооружался пушкой КТ-28 калибра 76,2 мм и 4 пулемётами ДТ. Был изготовлен 41 танк;
  • Т-28 / 1934 года. Производился в период с 1934 по 1938 годы. К вооружению танка добавлен один пулемёт. В войска поставлено 266 танков;
  • танк Т-28Э - экранированныйТ-28 / 1938 года. Изготавливался в период с 1938 по 1940 годы. Вооружался пушкой Л-10 калибра 76,2 мм и пятью пулемётами ДТ. Выпущен 131 танк;
  • Т-28 / 1940 года. Оснащался конической главной башней. Вооружение не менялось. Изготовлено 13 танков;

 

 

  • экранирование Т-28 вариантТ-28Э - экранированный. Экранирование танка проводилось в 1940 году с учётом опыта вооружённого конфликта с Финляндией. Работы были проведены на 111 машинах;
  • Т-28А – скоростной. Имел изменённую коробку передач и бортовой редуктор, за счёт чего было достигнуто увеличение скорости движения по рокадам до 46 км/час, а по шоссе до 56 км/час. Выпускался с VI по XII 1936. За этот период произведено 52 танка. Выпуск был прекращён в связи с планированием выпуска танка Т-29.

 

т-28 серийныйШасси танка Т-28 активно использовалось советскими конструкторами для создания экспериментальных образцов бронетехники.

  • Т-28А-2 – октябрь 1936 года. Выпущен в единственном экземпляре. Имел экспериментальную трансмиссию (гидро-механическую), позволившую довести скорость движения танка до 65 км/час;
  • Т-28 с подвеской Т-35Т-28ПХ (подводного хождения). Имел оборудование для преодоления водных преград по дну на глубинах до 4,5 м. Произведён в единственном экземпляре в 1937 году. Испытывался VIII – XII 1937 года. Экипаж танка оснащался лёгкими водолазными аппаратами. Танк совершил 27 заездов. Общее время, проведённое под водой, составило 6 часов 35 мин. С работающим двигателем Т-28 с торсионной подвеской– 4 часа 44 мин. В ходе испытаний максимальное время разового погружения довели до 60 минут. Время непрерывной работы (в подводном положении) двигателя составило 27 минут. По итогам данных испытаний было принято решение о принципиальной возможности использовать Т-28ПХ (после соответствующих доработок оборудования) для подводного форсирования водных преград, имеющих глубину не более 4 м, ширину не более 1000 м и скорость течения не более 1 м/сек.

Т-28 ПХКроме экспериментальных машин на базе Т-28 создавались образцы бронетехники, которая в дальнейшем выпускалась мелкими сериями. Наиболее известными из них являются:

  • Т-29 колёсно-гусеничный танк, максимально унифицированный с Т-28. более подробную информацию о данном танке можно посмотреть в следующей статье. Точное количество выпущенных танков установить не смог;
  • Т-29 на колёсном ходуИТ-28 инженерный танк-мостоукладчик. Машина создавалась в период с 1936 по 1940 годы. В металле ИТ-28 увидел свет весной 1940 на шасси танка Т-28Э. С танка демонтировали башни и подбашенную коробку. Вместо этого установили восьмигранную рубку. На ней смонтировали двухколейный мост с рычагами наводки и мостовым приводом длиной 13,3 и шириной 3,5 м. Конструкция позволяла навести мост в течение: по горизонтали и по вертикали до 3 мин, приведение моста в транспортное положение – до 5 минут. Ширина инженерный танк-мостоукладчик ИТ-28препятствия, которое он позволял перекрыть, 12,5 м. Грузоподъёмность, показанная мостом, составила 50 тонн. ИТ-28 вооружался двумя пулемётами ДТ. Получив положительную оценку в принципе, машина была направлена на доработку. Но так и не была доведена до требуемых характеристик в связи с тем, что началась война и работы были свёрнуты;

 

 

  • танк-тральщик Т-28Т-112 опытный средний танк. Разрабатывался в 1938 году с целью унификации подвески Т-28 и Т-35 по типу последней. Не вышел за стадию проектных работ;
  • МБВ – мотоброневагон. За основу были взяты узлы и агрегаты, а также орудийная башня Т-28. оснащался тремя башнями с пушками КТ-28 / Л-11 калибра 76,2 мм (во время войны их заменили на Ф-34), 4 пулемётами «Максим» и 8 – ДТ. Было изготовлено 2 броневагона, которые участвовали в боевых действиях в ходе Великой отечественной войны;
  • танк-тральщик Т-28Самоходная мортира калибра 152,4 мм (1932 год). Была вооружена размещёнными на шасси Т-28 152 мм мортирой НМ образца 1931 года и 2 пулемётами ДТ. Масса – 17,6 т. Боекомплект – 47 выстрелов. Скорость на шоссе – до 37,5 км/час. С изделия снимали все три башни, выравнивали боковые стенки, заменяли передний броневой лист (с шаровыми опорами под два пулемёта). Дополнительно устанавливали боковые и задний бронелисты для прикрытия орудийного расчёта. Экипаж САУ состоял из 6 человек;
  • броневагон бронепоезда "Дзержинец"Самоходная пушка (береговая) калибра 152,4 мм (1933 год). Опытная САУ для береговой обороны. Была вооружена 152 мм морским орудием Б-10. Имела конструктивные возможности для ведения кругового обстрела. Это достигалось за счёт того, что гусеницы поднимались, а корпус ложился на землю. И вся установка опиралась на поддон специальной конструкции с роликовым погоном, который позволял вращать орудие плавно и со скоростью до 10 градусов ув секунду. Малая высота в боевом положении обеспечивала хорошую маскировку орудия на местности. При массе в 50 т СУ развивала скорость по шоссе около 20 км/час. Перевод из походного в боевое положение занимал до 3 минут. Экипаж СУ 6 человек;
  • СУ береговаяСУ-8 - опытная зенитная САУ (1935 год). Вооружалась зенитной пушкой калибра 76 мм образца 1931 г. И одним пулемётом ДТ. Открытая установка. Для разгрузки рессор при стрельбе были установлены упоры, борта откидывались для увеличения площадки, необходимой орудийному расчёту. Масса СУ-8 – 19 тонн. Экипаж ЗСУ 6 человек. Боекомплект – 108 выстрелов. Был изготовлен один опытный экземпляр;

 

  • СУ-8СУ-14 (1935 год) и СУ-14-1 (1936 год). САУ на шасси Т-28 и Т-35 соответственно. Вооружение: гаубица Б-4 калибра 203 мм в первом случае и морское орудие Б-10 калибра 152 мм, во втором. Было изготовлено несколько опытных машин в рамках проекта «самоходного дуплекса»;

 

 

  • СУ-8 вариант № 2Танк-тральщик. Машина создавалась с учётом опыта вооружённого конфликта с Финляндией. На серийный Т-28 монтировался катковый колейный минный трал, так называемого «нажимного» действия. Одна каретка проделывала проход шириной 600 мм. испытания показали, что ресурса каретки хватает на подрыв до 3 противотанковых мин типа ТМ-35, после чего её необходим ремонт. Трал позволял проводить разминирование на скоростях до 12 км/час. Он монтировался на серийный танк в течение 1 часа 40 минут. Габариты танка с навешенным тралом составляли: 8160 х 3216 мм. масса навесного трала – 2110 кг. по результатам испытаний была поставлена задача довести живучесть кареток до 12-15 подрывов. В дальнейшем работы были продолжены, но на шассиТ-34;
  • Т-28 с пушкой Л-11Как вариант, в продолжение темы, был создан бойковый (ТР-28) минный трал, испытанный летом 1940 года. Он позволял разминировать проход шириной 3500 мм. Перед танком крепился барабан с размещёнными на нём отрезками тросов, концы которых утяжелялись грузиками. Вращаясь тросы с грузами били по земле и мины детонировали. Конструкция также была одобрена в принципе и направлена на доработку;
  • танк Т-28 с пушкой Ф-39Танк-электротральщик (1940 год). Вместо главной артиллерийской башни монтировался генератор в бронированной рубке с комплектом дополнительного оборудования. Перед танком создавалось ЭМ поле УВЧ (ультравысокой частоты), которое инициировало подрыв мин с электродетонаторами. 14.04.40 танк успешно прошёл государственные испытания, но в серийное производство не пошёл. Аналогичные работы в годы войны велись на базе танка КВ-1 (объект 218);
  • Т-28 с пушкой Л-11Кроме этого артиллерийские башни Т-28 применялись на бронекатерах проекта 1124 и 1125, при изготовлении бронепоездов («Дзержинец» №2 и «Истребитель фашизма» № 1), а также при создании ДОТов (оборона Ленинграда).

Конструкция танка Т-28 явилась оптимальным полигоном для испытания новых танковых орудий. За время выпуска в артиллерийской башне Т-28 размещали:

  • Т-28 с пушкой Ф-30Пушку танковую Л-11 (1938) калибра 76,2 мм созданную на кировском заводе для замены Л-10. Данная пушка рассматривалась в качестве основной для танков Т-28 и штатной, для перспективных средних и тяжёлых танков, находившихся в то время на стадии проектирования. В 1939 году были проведены полигонные сравнительные испытания Л-11 и Ф-32. Результаты были примерно одинаковые. Однако Л-11 была гораздо сложнее и дороже в производстве, вследствие чего на вооружение принята не была;
  • т-28 с пушкой КТ-28Пушку танковую Ф-32 была создана Горьковским ОКБ-92. принята на вооружение в январе 1940 года. Но до Т-28 так и не дошла;
  • Пушку танковую Ф-30 калибра 85 мм. Также разработка ОКБ-92 (главный конструктор В.Г.Грабин). Создавалась в 1939 как танковая пушка большой мощности. Будучи установленной в башню Т-28 прошла только испытания искусственным откатом и возкой. Стрельбы не проводились, так как расчёты показали, что реакция отдачи на погон должна существенно превысить конструктивно возможную;
  • Пушку танковую Ф-39 калибра 95 мм (ОКБ-92). Создана весной 1940 года на базе Ф-30 (калибр 85 мм). Испытывалась аналогично Ф-32 и с теми же выводами.

Поделитесь с друзьями:

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

CAPTCHA image
*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>