Самоходная зенитная пушка как воздух была необходима на фронте. А в тылу группа И.В.Савина попала в чиновничьи жернова. До них никому не было дела. Группе не выделялись производственные мощности, их заказы на изготовление необходимых деталей откладывались в долгий ящик... В сентябре 1941 года Савин пишет письмо на имя начальника ГАБТУ, в котором просит определить, наконец, судьбу группы и проекта в целом и определить её либо на Уралмаш, либо на ЧТЗ.
Его просьбу услышали и приняли необходимые меры, обязав НКТП (Наркомтяжпром) предоставить ему всё необходимое и определили сроки выполнения данного решения. Но, вместо Уралмаша группа в октябре 1941 года оказалась в Оренбурге, вместе с эвакуированным туда заводом № 174, производившим танки Т-50. В условиях переезда, жёстких сроков запуска основного производства, диктуемых войной, о конструкторах просто забыли. И работы полностью остановились. Тем более, что выпуск Т-50 на заводе был прекращён и он перешёл на производство запасных частей для КВ, а позднее, в марте 1942, вообще был эвакуирован в Омск и начал производить Т-34.
Спасло ситуацию то, что диаметр погона (места установки башни) у Т-50 был всего на 20 мм меньше, чем у Т-34. НКТП направил группу конструкторов под руководством И.П.Можаева на завод № 183 в Н.Тагил с задачей адаптировать пушку к штатной башне Т-34.
14 апреля 1942 года на пленуме Артиллерийского комитета РККА было принято постановление о развитии самоходной артиллерии. К счастью в число приоритетных проектов, поименованных в нём, попала разработка 25 и 37 мм зенитных самоходных установок на универсальном шасси Т-60 (выпускалось в Свердловске). Группа Савина, в очередной раз, поехала к новому месту работы, на завод № 37. Отношение на новом месте было таким же, как и на трёх предыдущих. Реально работы начались только после того, как Наркому среднего машиностроения ЛИЧНО была поставлена задача зам. ПредСовнарКома СССР Вознесенским завершить в течение 30 дней изготовление опытной установки Савина. НКВД (Берия) было приказано проконтролировать выпуск двух опытных СЗУ с пушкой калибра 37мм до 01.09.42 года.
30.07.42 Берии Л.П. поступила докладная записка от начальника ГАУ КА Яковлева , в которой он информировал о том, что трудности технического характера, возникающие при реализации данного проекта и сроки, существенно превышающие установленные правительством, которые необходимы для доведения СЗУ до серийного производства, делают реализацию указанного проекта нецелесообразной.
АВИАЦИОННАЯ АЛЬТЕРНАТИВА.
Параллельно со злоключениями Савинского проекта свой вариант СЗУ предложили авиаконструкторы. ОКБ-15 (Шпитальный Б.Г.) предложил установить на шасси 37 мм авиационную пушку. Опытный образец был изготовлен на шасси Т-70. Это был не первый опыт сотрудничества «брони и воздуха». Шпитальный уже создавал образцы вооружения для танков: пушка ШВАК 20 мм, устанавливалась на танки 030 и 060, в дальнейшем: Т-30 и Т-60.
Для СЗУ конструктор предложил пушку, которая создавалась для ЦКБ-57 (будущий ИЛ-2) марки Ш-37. Именно под неё была разработана специальная башня.
Новая установка проходила испытания до 24.1042, по итогам которых были сделаны выводы о том, что в принципе установка жизнеспособна, но нуждается в указанных доработках. Их оперативно провели. И на свет появилась ЗСУ с индексом ЗУТ-37. Новая модификация проходила испытания с 27.12.42 по 29.01.43. По результатам испытаний пушку приняли, а конструкцию СЗУ предложили существенно доработать.
Но продолжения не последовало, так как за это время появилась новая авиационная пушка НС-37, которая превосходила Ш-37 по всем параметрам.
ПЕРВЫМ ДЕЛОМ — ПУЛЕМЁТЫ.
В связи с тем, что работы по созданию СЗУ, вооружённой пушкой, которыми занималось ОКБ-15, продвигались достаточно медленно, параллельно началась реализация альтернативного проекта, предложенного заводом № 37. Это СЗУ под индексом СУ-31 — танк со спаренным зенитным пулемётом ДШК калибра 12.7 мм. Куратором на этот проект поставили И.В.Савина. В качестве базы использовали Т-60 и Т-70. Была создана специальная группа ОГК НКТП. В этот же период свою версию СЗУ предложил ГАЗ.
К декабрю 1942 был готов ряд экспериментальных образцов: Т-60, Т-70 (группа Савина) и Т-90 (разработка ГАЗ). Первые модели имели частично модернизированные, по сравнению с серийно с выпускаемыми, башни. В них устанавливались пулемёты ДШК. ГАЗ создал принципиально новую башню под штатный погон Т-70.
05.12.42 начались полигонные испытания. Т-60 к испытаниям не допустили сразу. Он был поставлен без двигателя и с существенными конструктивными недостатками башни. По результатам испытаний Т-90 был рекомендован для постановки на вооружение после выполнения определённых доработок. Т-70 по решению комиссии испытаний не прошёл.
ГАЗ выиграл сравнительные испытания и, поскольку он являлся головным заводом, отвечавшим за выпуск Т-60 и Т-70, серьёзных проблем для серийного выпуска не ожидалось. Но невесёлая история создания СЗУ РККА повторилась и на этот раз. Появился перспективный проект лёгкого танка Т-80. И именно его признали наиболее предпочтительным для создания СЗУ. С апреля по август 1943 года велась бумажная война между ГАЗ и заводом № 40, выпускавшим Т-80, по поводу выпуска 50 СЗУ (Т-90).
Параллельно начались работы по установке на Т-80 пушки ВТ-43 калибра 45 мм. В отличии от Т-70 с пушкой ВТ-42 новый вариант условно можно было отнести к зенитным. Максимальный угол возвышения орудия составлял 57 градусов. Плюс к этому на Т-80 устанавливался коллиматорный прицел.
По результатам испытаний (сентябрь-октябрь 1943 года) танк рекомендовали для вооружения РККА после устранения выявленных недостатков.
Точку на всех этих проектах поставило постановление ГКО № 3964. Все работы по лёгким танкам прекращались, а завод № 40 перепрофилировали на выпуск СУ-76.
К лету 1943 года ГАБТУ сделало, наконец, окончательный выбор шасси для СУ. Предпочтение было отдано СУ-15М. Программа по танковым СЗУ была закрыта полностью.
Противоречащие друг другу руководящие циркуляры, узковедомственные интересы поставили на перспективном направлении жирный крест.
Вернулись к концепции зенитного танка только в 1947 году. На базе Т-54 была спроектирована и в феврале 1955 года принята на вооружение ЗСУ -57-2.
Поделитесь с друзьями: