Робокоп из прошлого

«Робокоп» из прошлого.

 Изучая историю бронетанковой техники, порой находишь экземпляры, поражающие воображение и в наши дни. К таким, безусловно, можно отнести и «Минодав», ставший героем этой статьи.

 Увидев этого бронированного монстра в первый раз, невольно вспоминаешь голливудскую фантастику. Вылитый «Робокоп». Малюсенькая башенка с двумя пулемётами просто теряется на фоне 60 тонного «тела» (язык не поворачивается назвать его корпусом танка).

Родилась эта бронированная машина в годы Второй Мировой войны. Противотанковые мины, производившиеся в СССР в годы войны, стали неприятным сюрпризом для Вермахта. Приведём только один пример. Знаменитая Курская битва. Только в полосе обороны советской 13 армии 05.07.43 за первый день немецкого наступления на минах подорвалось 98 танков. 06.07.43, после перенацеливания направления главного удара германского танкового кулака   в стык 13 и 70 армиям советских войск на минных полях осталось ещё 108 танков, 08.07 ещё 89!

Скорпион 119 танковая дивизия Вермахта под командованием генерала Шмидта, штурмовавшая оборонительные позиции 81 гвардейской стрелковой дивизии, за время с 05 по 18 июля 1943 года потеряла только на минных полях 100 (сто!) танков. В том числе семь супер секретных и сверхсовременных, по тому времени, «Тигров». Хорошо пристрелянные противотанкистами площади этих минных заграждений привели к тому, что 80% этих потерь стали безвозвратными.

Такие колоссальные потери не могли остаться без внимания верховного командования германских вооружённых сил. Было принято решение о форсировании работ по созданию фирмой Крупп принципиально нового гусеничного минного трала, получившего кодовое наименование «Скорпион». Неуязвимая для всех известных в то время противотанковых мин машина массой в 60 тонн была предназначена для проделывания проходов в минных полях для тяжёлой техники (в первую очередь, танков).

СкорпионКонструкторы рейха потрудились на славу. Созданная ими машина имела гусеницу, которая не разрушалась ни одной миной, имела непробиваемые осколками и малокалиберными артиллерийскими системами (до 37 мм) кожухи, закрывавшие колёсные редукторы и такое же днище. Трансмиссию и двигатель убрали назад и вверх.

Принцип управления машиной был также достаточно оригинальным. Колёса-гусеницы, расположенные в передней части изделия, были неповоротными и прямоходными. Задние, управляемые, колёса поворачивались лебёдками, установленными внутри бронированного корпуса. Конструктивное решение башмаков, монтируемых на гусеницах, превращало нижнюю часть последних в монолит, который, кроме всего прочего, ещё и защищал корпус от осколков, разлетающихся в момент взрыва. «Скорпион», по замыслу его создателей, уничтожал мины не извлекая, а давя их. Этому способствовало и создаваемое удельное давление на грунт: 2 кг/кВ.см. (Под выставленным в настоящее время в Кубинке экземпляром данной бронированной машины просел даже специально изготовленный бетонный фундамент!).

СкорпионПланировалось конструктивно, что основным оружием данного бронированного чудища будут являться многотонные неразрушаемые гусеницы, которыми танк будет давить и, тем самым, уничтожать, мины, создавая проходы в минных полях противника.

До сих пор не ясно, почему, защитив жизненно важные узлы танка, конструкторы оставили экипаж именно в зоне подрыва мины. После первого взрыва экипаж танка выходил из строя, что подтвердили испытания, проводившиеся советскими танкистами. Экипаж испытателей получил серьёзные контузии. Затем ордена. После чего тему с немецким трофеем тихо свернули. Однако результаты данных испытаний практически подтвердили необходимость вынесения собственно минного трала за зону размещения экипажа танка.

СкорпионРазработки советских инженеров велись именно в этом направлении. Ещё в 1940 году в Николаеве, на заводе «Дормашина» был создан танковый минный трал с заводским обозначением ПТ-3. конструктивно это были два тяжёлых катка, которые навешивались либо на Т-34, либо на ИС, которые расчищали колею непосредственно перед гусеницами. Данная конструкция выдерживала 3 – 5 подрывов. После чего заменялась, либо ремонтировалась. Опыт боевых действий показал, что этого достаточно. На одном минном поле, как правило, танку встречаются от 1 до 7 мин. Танковые тралы в массовых масштабах впервые применены советскими войсками в операциях по освобождению Украины. После этого они достаточно широко использовались во всех наступательных операциях Советских войск. Это нововведение потрясло германское командование. После первого боя в Берлин было направлено секретное донесение о том, что русские применили танки, которые не чувствительны к противотанковым минам. На фронт срочно был направлен ведущий немецкий конструктор Г.Книпкамп, лично наблюдавший за тем, как во время атаки под наступающими русскими танками рвутся мины, а они продолжают двигаться вперёд.Минный тральщик с тралом ПТ-М 1945 год

Данные конструкции танковых противоминных тралов практически без изменений сохранились до наших дней. И ещё раз подтвердили свою эффективность в Афганистане. А вот о немецких разработках забыли. И только «Робокоп» в Кубинке пугает своим видом посетителей.

Поделитесь с друзьями:

Комментарии:

  1. Познавательная статейка, надо съездить в музей посмотреть на этого монстра.По поводу тралов, наши пошли путем меньшего сопротивления, в чем им большой зачет!

  2. Приветствую! :) Спасибо за полезную информацию. Сам очень увлекаюсь военной темой и имею воинское звание, поэтому рад видеть своего единомышленника. :)

    • admin :

      Рад, что вам у меня понравилось. Я тоже офицер в отставке. Был бы признателен за любые пожелания и рекомендации, направленные на улучшение сайта. С уважением.

  3. С большим интересом прочел вашу статью. Спасибо Успехов вам.

  4. Charaf :

    Me dull. You smart. That’s just what I neeedd.

    • admin :

      Не согласен с вами. Каждый человек в чём-то ориентируется лучше других. Вы – тоже. Просто вы себя недооцениваете.

  5. Очень любопытно. В любой области есть свои искания и метания, и, может быть, что-то незаслуженно забыто. Спасибо за историю.

  6. ekzabeta :

    Отличная статья, искренне, мне очень понравилось,
    владелец блога вообще всегда радуете читателей своими творчеством.
    с изложенным материалом с многим сложно не согласится.
    от всего сердца продолжайте в том же духе.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

CAPTCHA image
*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>